МААМ-картинки

Игровая логопедия. От запуска речи до фразовой речи

Климова Ирина Михайловна
Игровая логопедия. От запуска речи до фразовой речи
▼ Скачать +Заказ

«Игровая логопедия»

Формирование предпосылок речи

Авторы, разработавшие такую технологию, как игровая логопедия говорят о важности работы над моторной и сенсорной сферой. Они отмечают, что если у ребенка есть проблемы с чувствительностями, сенсорной интеграцией, если есть проблемы двигательного плана это сказывается на развитие ребенка в целом. Поэтому, если присутствуют нарушения сенсомоторной сферы, то ребенка необходимо направить к специалистам по сенсорной интеграции.

Публикация «Игровая логопедия, От запуска речи до фразовой речи» размещена в разделах

Для того чтобы говорить ребенок должен понимать идею подражания, символизации, и уметь проявлять коммуникативные реакции.

1 блок заданий это -подражание деятельности с предметами, посредством обогащения деятельности навык вводится в предметную деятельность.

Для вызывания речи используются два видов жестов. Это цифровые и аналоговые жесты. При этом цифровой жест показывает отдельный звук, а аналоговый жест показывает полностью слово, следовательно, подражать крупномоторному действию ребенок может распознавать и использовать жесты в качестве подсказки и опоры для появления речи.

Навык символизации очень значим для появления речи. Самая простая и доступная символизация это иконическая, то есть сопоставление конкретного предмета с конкретным изображением. После освоения данной символизации идет переход на символизацию действий предмета, это такой процесс, когда какое-то определенное действие ассоциируется с предметом, и урезая это действие с предметом вводится жестовая подсказка, другими словами, жестовая символизация. Далее идет переход к самому сложному типу символизации, звуковой, когда какая-то звукооболочка обозначает предмет. Авторы данной технологии отмечают, что очень часто у детей не происходит связи между словом и предметом. Таким образом, если идет нарушение звуковой символизации, то в такой ситуации помогает формирование понимание речи через использование.

3 группа коммуникативных предпосылок. Первый коммуникативный мотив- это мотив просьбы. После того, как ребенок научился эксплуатировать данный мотив, его включают в структуру группы, где отрабатываются два последующих мотива. Это мотив информирования и разделения.

Таким образом, запуск речи происходит в три этапа:

• Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.

• Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.

• На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.

Уровни языковой компетентности в развитии речи

Игровой логопед, который занимается по методике Т. Грузиновой и Е. Гуриной, не будет работать с ребенком одновременно на разных уровнях языковой организации: учить неговорящего ребенка произносить слово и тут же просить его повторить фразу с этим словом, да еще и «по ходу» поправлять окончания. Стратегия «все и сразу» неверна, так как сильно путает ребенка со сложной речевой патологией, и он не может охватить всю речевую систему единовременно.

В рамках методики Т. Грузиновой и Е. Гуриной «Запуск речи неговорящих детей», отталкиваясь от игровых мотиваций ребенка, авторы строго соблюдают последовательность и этапность работы. Переход с этапа на этап происходит только после проведения тестирования, которое показывает, что ребенок должным образом освоил текущий языковой уровень.

1. Фонетический уровень.

В основе этой иерархии лежит звуковой или фонетический уровень, то есть, умение человека произносить звуки. Каждого неговорящего ребенка мы учим повторять за взрослым слова, делать это произвольно и бегло. Ели пришедший ребенок уже владеет обозначенным навыком, работа продолжается со следующего уровня.

2. Лексический уровень.

Следующий уровень - смысловой или лексический. Осваивая лексический уровень, человек понимает, что те звуки и слова, которые он говорит, что-то обозначают – предмет, действия, признак предмета и так далее. Проще говоря, тут мы формируем словарный запас, состоящий из существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и так далее. Важно на этом уровне дать ребенку понять, что все, что его окружает, имеет свое название. Помогая ему запомнить ключевые слова, мы формируем базовый словарный запас. Если к нам приходят детки, которые сразу проходят тестирование объема словарного запаса, то работа с ними начинается со следующей ступени.

3. Синтаксический уровень.

Следующий уровень - уровень фразы или синтаксический. В работе над ним педагог обучает ученика компоновать отдельные значения – слова, в последовательности составляя фразы и обращенные связные высказывания. А также раскладывать те предложения, которые он слышит, на отдельные элементы – то есть, «прокачивает» понимание фразовой речи.

После освоения фраз и проведения тестирования педагог обучает ребенка компоновать из отдельных предложений небольшие рассказы, участвовать в диалоге как со взрослыми, так и со сверстниками.

4. Грамматический уровень.

Завершает речевую иерархию грамматический уровень, на котором человек обучается оформлять отношения между словами, руководствуясь правилами, принятыми в родном языке. То есть, на этом уровне логопед учит ребенка верно использовать категории рода, числа, падежи и так далее.

На этом работа в рамках методики «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи» заканчивается, и мы можем решить какие-то локальные речевые задачи, отталкиваясь от персонального запроса семьи.

Заключение

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что

технология основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов». Специалист подходит к проблеме системно, в результате диагностики выявляет, каких предпосылок не хватает для развития речи, и опираясь на эти данные, так строит занятия, чтобы восполнить выявленные пробелы.

Отличительной особенностью игровой логопедии является не только неформальная обстановка, яркие игрушки и картинки на стенах кабинета, как может показаться из названия. Безусловно, отталкиваться от мотиваций ребенка и учитывать их при подаче заданий чрезвычайно важно. Но не менее важен структурный подход

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Страну Красивой Речи» в подготовительной группе Конспект занятия  по развитию речи. Тема: «Путешествие в Страну  Красивой Речи». В подготовительной группе. Цель: Обогащение словарного.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Правильной речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Правильной речи" Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Памятка для родителей по развитию речи дошкольника «Меню красивой речи» Уважаемые родители! Предлагаем Вам несколько простых правил, которые помогут развивать красивую речь у ребёнка. 1. Главное правило - чем.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая логопедия. От запуска речи до фразовой речи
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 20:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая логопедия. От запуска речи до фразовой речи» (включая файлы) размещена пользователем Климова Ирина Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД