Климова Ирина Михайловна
Игровая логопедия. От запуска речи до фразовой речи
▼ Скачать +Заказ
«Игровая логопедия»
Формирование предпосылок речи
Авторы, разработавшие такую технологию, как игровая логопедия говорят о важности работы над моторной и сенсорной сферой. Они отмечают, что если у ребенка есть проблемы с чувствительностями, сенсорной интеграцией, если есть проблемы двигательного плана это сказывается на развитие ребенка в целом. Поэтому, если присутствуют нарушения сенсомоторной сферы, то ребенка необходимо направить к специалистам по сенсорной интеграции.
Публикация «Игровая логопедия, От запуска речи до фразовой речи» размещена в разделах
Для того чтобы говорить ребенок должен понимать идею подражания, символизации, и уметь проявлять коммуникативные реакции.
1 блок заданий это -подражание деятельности с предметами, посредством обогащения деятельности навык вводится в предметную деятельность.
Для вызывания речи используются два видов жестов. Это цифровые и аналоговые жесты. При этом цифровой жест показывает отдельный звук, а аналоговый жест показывает полностью слово, следовательно, подражать крупномоторному действию ребенок может распознавать и использовать жесты в качестве подсказки и опоры для появления речи.
Навык символизации очень значим для появления речи. Самая простая и доступная символизация это иконическая, то есть сопоставление конкретного предмета с конкретным изображением. После освоения данной символизации идет переход на символизацию действий предмета, это такой процесс, когда какое-то определенное действие ассоциируется с предметом, и урезая это действие с предметом вводится жестовая подсказка, другими словами, жестовая символизация. Далее идет переход к самому сложному типу символизации, звуковой, когда какая-то звукооболочка обозначает предмет. Авторы данной технологии отмечают, что очень часто у детей не происходит связи между словом и предметом. Таким образом, если идет нарушение звуковой символизации, то в такой ситуации помогает формирование понимание речи через использование.
3 группа коммуникативных предпосылок. Первый коммуникативный мотив- это мотив просьбы. После того, как ребенок научился эксплуатировать данный мотив, его включают в структуру группы, где отрабатываются два последующих мотива. Это мотив информирования и разделения.
Таким образом, запуск речи происходит в три этапа:
• Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
• Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
• На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.
Уровни языковой компетентности в развитии речи
Игровой логопед, который занимается по методике Т. Грузиновой и Е. Гуриной, не будет работать с ребенком одновременно на разных уровнях языковой организации: учить неговорящего ребенка произносить слово и тут же просить его повторить фразу с этим словом, да еще и «по ходу» поправлять окончания. Стратегия «все и сразу» неверна, так как сильно путает ребенка со сложной речевой патологией, и он не может охватить всю речевую систему единовременно.
В рамках методики Т. Грузиновой и Е. Гуриной «Запуск речи неговорящих детей», отталкиваясь от игровых мотиваций ребенка, авторы строго соблюдают последовательность и этапность работы. Переход с этапа на этап происходит только после проведения тестирования, которое показывает, что ребенок должным образом освоил текущий языковой уровень.
1. Фонетический уровень.
В основе этой иерархии лежит звуковой или фонетический уровень, то есть, умение человека произносить звуки. Каждого неговорящего ребенка мы учим повторять за взрослым слова, делать это произвольно и бегло. Ели пришедший ребенок уже владеет обозначенным навыком, работа продолжается со следующего уровня.
2. Лексический уровень.
Следующий уровень - смысловой или лексический. Осваивая лексический уровень, человек понимает, что те звуки и слова, которые он говорит, что-то обозначают – предмет, действия, признак предмета и так далее. Проще говоря, тут мы формируем словарный запас, состоящий из существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и так далее. Важно на этом уровне дать ребенку понять, что все, что его окружает, имеет свое название. Помогая ему запомнить ключевые слова, мы формируем базовый словарный запас. Если к нам приходят детки, которые сразу проходят тестирование объема словарного запаса, то работа с ними начинается со следующей ступени.
3. Синтаксический уровень.
Следующий уровень - уровень фразы или синтаксический. В работе над ним педагог обучает ученика компоновать отдельные значения – слова, в последовательности составляя фразы и обращенные связные высказывания. А также раскладывать те предложения, которые он слышит, на отдельные элементы – то есть, «прокачивает» понимание фразовой речи.
После освоения фраз и проведения тестирования педагог обучает ребенка компоновать из отдельных предложений небольшие рассказы, участвовать в диалоге как со взрослыми, так и со сверстниками.
4. Грамматический уровень.
Завершает речевую иерархию грамматический уровень, на котором человек обучается оформлять отношения между словами, руководствуясь правилами, принятыми в родном языке. То есть, на этом уровне логопед учит ребенка верно использовать категории рода, числа, падежи и так далее.
На этом работа в рамках методики «Запуск речи неговорящих детей от 0 – до фразовой речи» заканчивается, и мы можем решить какие-то локальные речевые задачи, отталкиваясь от персонального запроса семьи.
Заключение
Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что
технология основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов». Специалист подходит к проблеме системно, в результате диагностики выявляет, каких предпосылок не хватает для развития речи, и опираясь на эти данные, так строит занятия, чтобы восполнить выявленные пробелы.
Отличительной особенностью игровой логопедии является не только неформальная обстановка, яркие игрушки и картинки на стенах кабинета, как может показаться из названия. Безусловно, отталкиваться от мотиваций ребенка и учитывать их при подаче заданий чрезвычайно важно. Но не менее важен структурный подход