Кейлер Наталья Сергеевна
Игра как средство формирования у младших дошкольников представлений о себе
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ
По мнению большинства психологов, приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования представлений о себе. И действительно, уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.
Темочки:
Систему представлений человека о себе, о своей сущности принято считать «я - концепцией». Формирование представлений о себе - это результат развития всех сфер психологии ребенка – когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой. Этой научной точки зрения придерживались Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие.
Анализ научных положений, связанных с изучением проблемы формирования представлений о себе, позволяет сделать вывод, что сущность личности выражается в знании человеком самого себя, отношении к себе. Вместе с «я – концепцией» развивается и потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, которая возникает в процессе социализации индивида.
«Я – концепцию» можно рассматривать как совокупность установок «на себя». Объективно содержательная сторона ценности – это значимое для ребенка содержание, через которое выделяется для него его собственное «я». Этот аспект образа «я» связан с индивидуальными предпочтениями и интересами ребенка.
Младший дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. По словам Д. Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни. К трем годам жизни ребенок проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений с взрослыми (выбор движения, материала, места, партнеров, длительности деятельности и т. п.).
На основе анализа целевых ориентиров и задач возрастного развития в примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» можно выделить предпосылки формирования «я - концепции» уже к третьему году жизни: у детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом; ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, у него формируется образ Я. Дети четвертого года жизни интересуются разнообразными сведениями, касающимися непосредственно их, в том числе сведениями о прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (умеешь рисовать, танцевать).
Формирование первичных представлений о себе, других людях у младших дощкольников - это важный педагогический процесс усвоения ребенком норм поведения и культурных ценностей принятых в обществе, которые он может усвоить только при взаимодействии со взрослым (родителями или воспитателями).
Возможность формирования позитивного образа «я» у ребенка представляют парциальные программы. К программам, которые решают задачу самопознания, расширения и обогащения образа «Я», можно отнести программы социально-личностного развития: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Я, ты, мы» Р. Б. Стеркиной и О. Л. Князевой, программу морального воспитания С. Якобсон, программу «Я человек» С. А. Козловой, «Познаю себя» М. В. Корепановой и Е. В. Харламповой, «Из детства в отрочество» Т. И. Ерофеевой, «Развитие самосознания и индивидуальности» Е. Н. Лебеденко и др. Чтобы представления ребенка о самом себе и новообразования, связанные с ними появлялись своевременно, их надо не форсировать, а использовать для их формирования эффективное средство – игру.
Игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение ребенком общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
«Ребенок учится в игре своему Я» (Л. С. Выготский).
Утверждения великого психолога удалось подтвердить, используя методический комплект программы «Детство» где представлен специальный раздел, направленный на формирование «Я» ребенка и его социализацию. С использованием примерных тем для планирования, разработанных Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной, Л. С. Римашевской, нами была подобрана серия игр по темам: «Я в детском саду», «Мне хорошо среди друзей», «Я – мальчик. Я – девочка», «Какой я? Я и мы», «Я учусь понимать других», «Я добрый, внимательный, заботливый».
Опора воспитателя в решении задач по формированию позитивной «я - концепции» на подтвержденную наукой и практикой наблюдения за детьми особенность младшего дошкольника : «Ребенок хочет быть хорошим». Поэтому важно установить добрые, доверительные отношения с каждым ребенком и создать эмоционально устойчивое положительное настроение.
Игры и игровые ситуации содержат огромные возможности для формирования у малышей позитивного образа «я». С помощью игры воспитатель может помочь ребенку:
- создать представление о его внешнем облике;
-начать осознавать свою индивидуальность;
- получить представление о своем строение как человека, закрепить знания о назначении отдельных частей тела.
- научиться любить себя, свое тело и свой организм; различать и понимать некоторые эмоциональные состояния: свои и других детей; совершать гуманные поступки.
В связи с этим были подобраны и проведены игры: «Мишка-Топтышка знакомится с ребятками», «Мишка-Топтышка при носит подарки», «Угадай по голосу», «Кто Я?», «Изучаем части тела», «Перед зеркалом», «Назови части тела», «Собери человека», «Сходства и отличия», «Что услышали мои ушки», «Что видишь вокруг?», «Кто в теремочке живет?», «Ты – Я», «Имена», «Кто стучится?», «Мы хорошие», «Мы смотрим в зеркало», «Кто быстрей себя найдет?», «Чья вещь?», «Спрячься как я», «По очереди», «Мама -повторялка».и другие.
Развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс игрового взаимодействия с воспитателем и сверстниками создает условия не только для развития представлений о себе у детей – это усиливает уверенность ребенка в себе и своих силах и создает предпосылки развития ребенка как субъекта собственной деятельности и развития.