МААМ-картинки

Игра как средство формирования у младших дошкольников представлений о себе

Кейлер Наталья Сергеевна
Игра как средство формирования у младших дошкольников представлений о себе

Статья: ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ

По мнению большинства психологов, приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования представлений о себе. И действительно, уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.

Систему представлений человека о себе, о своей сущности принято считать «я - концепцией». Формирование представлений о себе - это результат развития всех сфер психологии ребенка – когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой. Этой научной точки зрения придерживались Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие.

Анализ научных положений, связанных с изучением проблемы формирования представлений о себе, позволяет сделать вывод, что сущность личности выражается в знании человеком самого себя, отношении к себе. Вместе с «я – концепцией» развивается и потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, которая возникает в процессе социализации индивида.

«Я – концепцию» можно рассматривать как совокупность установок «на себя». Объективно содержательная сторона ценности – это значимое для ребенка содержание, через которое выделяется для него его собственное «я». Этот аспект образа «я» связан с индивидуальными предпочтениями и интересами ребенка.

Младший дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. По словам Д. Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни. К трем годам жизни ребенок проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений с взрослыми (выбор движения, материала, места, партнеров, длительности деятельности и т. п.).

На основе анализа целевых ориентиров и задач возрастного развития в примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» можно выделить предпосылки формирования «я - концепции» уже к третьему году жизни: у детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом; ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, у него формируется образ Я. Дети четвертого года жизни интересуются разнообразными сведениями, касающимися непосредственно их, в том числе сведениями о прошлом (не умел ходить, говорить, ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (умеешь рисовать, танцевать).

Формирование первичных представлений о себе, других людях у младших дощкольников - это важный педагогический процесс усвоения ребенком норм поведения и культурных ценностей принятых в обществе, которые он может усвоить только при взаимодействии со взрослым (родителями или воспитателями).

Возможность формирования позитивного образа «я» у ребенка представляют парциальные программы. К программам, которые решают задачу самопознания, расширения и обогащения образа «Я», можно отнести программы социально-личностного развития: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Я, ты, мы» Р. Б. Стеркиной и О. Л. Князевой, программу морального воспитания С. Якобсон, программу «Я человек» С. А. Козловой, «Познаю себя» М. В. Корепановой и Е. В. Харламповой, «Из детства в отрочество» Т. И. Ерофеевой, «Развитие самосознания и индивидуальности» Е. Н. Лебеденко и др. Чтобы представления ребенка о самом себе и новообразования, связанные с ними появлялись своевременно, их надо не форсировать, а использовать для их формирования эффективное средство – игру.

Игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение ребенком общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

«Ребенок учится в игре своему Я» (Л. С. Выготский).

Утверждения великого психолога удалось подтвердить, используя методический комплект программы «Детство» где представлен специальный раздел, направленный на формирование «Я» ребенка и его социализацию. С использованием примерных тем для планирования, разработанных Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной, Л. С. Римашевской, нами была подобрана серия игр по темам: «Я в детском саду», «Мне хорошо среди друзей», «Я – мальчик. Я – девочка», «Какой я? Я и мы», «Я учусь понимать других», «Я добрый, внимательный, заботливый».

Опора воспитателя в решении задач по формированию позитивной «я - концепции» на подтвержденную наукой и практикой наблюдения за детьми особенность младшего дошкольника: «Ребенок хочет быть хорошим». Поэтому важно установить добрые, доверительные отношения с каждым ребенком и создать эмоционально устойчивое положительное настроение.

Игры и игровые ситуации содержат огромные возможности для формирования у малышей позитивного образа «я». С помощью игры воспитатель может помочь ребенку:

- создать представление о его внешнем облике;

-начать осознавать свою индивидуальность;

- получить представление о своем строение как человека, закрепить знания о назначении отдельных частей тела.

- научиться любить себя, свое тело и свой организм; различать и понимать некоторые эмоциональные состояния: свои и других детей; совершать гуманные поступки.

В связи с этим были подобраны и проведены игры: «Мишка-Топтышка знакомится с ребятками», «Мишка-Топтышка при носит подарки», «Угадай по голосу», «Кто Я?», «Изучаем части тела», «Перед зеркалом», «Назови части тела», «Собери человека», «Сходства и отличия», «Что услышали мои ушки», «Что видишь вокруг?», «Кто в теремочке живет?», «Ты – Я», «Имена», «Кто стучится?», «Мы хорошие», «Мы смотрим в зеркало», «Кто быстрей себя найдет?», «Чья вещь?», «Спрячься как я», «По очереди», «Мама -повторялка».и другие.

Развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс игрового взаимодействия с воспитателем и сверстниками создает условия не только для развития представлений о себе у детей – это усиливает уверенность ребенка в себе и своих силах и создает предпосылки развития ребенка как субъекта собственной деятельности и развития.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для формирования геометрических представлений «Собери фигуры»Дидактическая игра для формирования геометрических представлений «Собери фигуры» Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников. Цель: формирование математических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как средство формирования у младших дошкольников представлений о себе
Опубликовано: 20 октября 2024 в 07:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство формирования у младших дошкольников представлений о себе» (включая файлы) размещена пользователем Кейлер Наталья Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД