Алла Пантелеева
Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Аннотация. В статье обоснована роль детской художественной литературы как средства познавательного, эстетического и нравственного воспитания личности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: детская литература, художественное слово, духовно-нравственное воспитание, приобщение к этическим ценностям, дошкольный возраста.
Публикация «Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Annоtation. The article substantiates the role of children’s fiction as a means of cognitive, aesthetic and moral education of the children of preschool age. The authors raise the issue of the need to select children’s literature for reading to preschool children, and reveal the main approaches to determining the principles for selecting works of art for children of different age categories.
Keywords : children’s literature, artistic expression, spiritual and moral education, familiarization with ethical values, preschool age.
Одной из первостепенных общественно значимых задач, является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В практике этому уделяется все меньше времени, что неизбежно ведет к росту ряда негативных тенденций. В первую очередь, возникает проблема отсутствия интереса детей к книге, чтению. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера, а герои мультфильмов, которые смотрят современные дети, не всегда отличаются нравственной чистотой и духовностью. В результате дети становятся социально незрелыми уже будучи школьниками. Так в современном обществе, переживающем кризис в определении морально-нравственных ценностей и общепринятых норм поведения, отмечается нарастание детской агрессивности, жестокости, невоспитанности, эгоизма и др.
Детская литература – это часть общей литературы, которая ориентирована на детей-читателей, отличающаяся художественной спецификой в соответствии с возрастными особенностями детей.
Начинать приобщать ребенка к духовно-нравственным ценностям, развивать эмоциональную отзывчивость и гуманность к окружающим, а также позитивное отношение к труду, необходимо начинать с раннего и дошкольного возраста. В научных работах отечественных ученых доказано, что дошкольное детство – наиболее благоприятный (сензитивный) период для становления и развития данных качеств личности, так как именно в дошкольном возрасте дети наиболее чувствительны и отзывчивы, искренне сопереживают и откликаются на чужую боль. Одним из эффективных средств нравственного воспитания дошкольников, является детская художественная литература, которая обладает рядом специфических особенностей и выполняет ряд таких важнейших функций как:
эстетическая связанна с развитием эмоций, которые возникают при восприятии литературных произведений. Через художественные эмоции дети переносятся в мир фантазий, представляют себя на месте героя или испытывают те же чувства и эмоции литературных персонажей, додумывают различные ситуации, которые могли бы произойти если «бы…»;
познавательная функция заключается в знакомстве маленького читателя с миром людей, предметов и явлений, о многом дети узнают именно из книги;
нравственная или воспитательная функция позволяет приобщать дошкольников к нравственным ценностям, активно включая их в процесс самовоспитания;
функция социализации состоит в том, чтобы через литературные сюжеты и действия персонажей происходило приобщение ребенка к жизни в социуме. Герои произведений предлагают стереотипные правила поведения в определенных ситуациях, тем самым помогают разобраться в поступках окружающих людей, усвоить оптимальные способы общения и взаимодействия с окружающими. А также знакомят с окружающим миром, дают образцы мужского и женского поведения, закладывают основы мировоззрения и др.
Все эти функции определяют важную роль литературы – развивать и воспитывать через художественное слово.
Художественное слово воздействует на ум и сердце ребенка одновременно, вызывая у него желание переживать настроение, поступки и чувства литературных героев. Когда ребенок сопереживает героям литературных произведений, он начинает замечать настроение и переживания окружающих, стремится проявить помощь, участие, доброту, заботу.
Знакомиться с художественной литературой ребенок начинает практически с самого рождения, когда мама использует малые формы песенного фольклора, народные сказки, стишки и т. д. Литературное произведение, авторское или народное, позволяет ребенку обогатить свой эмоциональный опыт, ведь в любом произведении всегда проявляются этические черты народа, что позволяет эффективно влиять на становление нравственного сознания ребенка. В процессе чтения художественных произведений дошкольник накапливает опыт читательских переживаний, в результате чего привязывается к некоторым произведениям, выдвигает свои предпочтения, осуществляет свой личный читательский выбор.
В дошкольном образовательном учреждении приобщение к художественной литературе начинается с младшего дошкольного возраста. Учитывая специфику читателя, у которого еще крайне мало знаний об окружающем мире и он не способен воспринимать сложную информацию, содержанием литературы для младших дошкольников преимущественно являются малые формы песенного фольклора. Также в младшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с русскими народными сказками: бытовыми, сказками про животных.
Особенно младшие дошкольники любят стихотворные строки. После трех лет книжки с короткими стихотворными произведениями сменяются более сложными, основанными на игровых сюжетах, например, произведениями С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. Стихотворные сказки переносят детей в воображаемый мир, где дети, распределив между собой роли, начинают жить внутри игровой ситуации.
В средней группе дети учатся акцентировать внимание не только на содержании самого художественного произведения, но и выделяют при этом нравственные качества героев.
Чем старше дошкольник, тем сложнее становится сюжет, и любимыми произведениями становятся уже волшебные сказки с превращениями и путешествиями, победой добра над злом.
Старшие дошкольники уже способны понимать и выделять главную идею литературного произведения, выразительные средства языка. Они могут различать жанры литературных произведений и особенности некоторых жанров, способны понимать юмористические произведения, которые вызывают у них положительные эмоции, активное обсуждение, учат различать добро и зло.
При восприятии художественного произведения дети представляют определенную картину, переживают события, о которых говорится в произведении, как бы вживаясь в роль, становясь их непосредственным участником. И чем ярче и сильнее эти переживания, тем устойчивее и богаче его чувства и представления.
Итак, художественная литература является сильным эмоциональным средством, которое может воздействовать на мысли и сознание детей, формировать определенные нравственно ценные качества
и навыки поведения, воспитывать чувства и отношения дошкольников к окружающей действительности, а также обогащать социальный опыт воспитанников.
Литература :
1. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 144 с.
2. Егорова, А. Н. Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям / А. Н. Егорова, Т. Г. Ханова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. – С. 31-34.
3. Минералова, И. Г. Детская литература. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И. Г. Минералова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с. 269
4. Неверович, Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Я. З. Неверович // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1986. – С. 32-51.
5. Рыкова, М. А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников / М. А. Рыкова // Молодой ученый. – 2016. – №16. – С. 379.
6. Ханова, Т. Г. Педагогические условия развития детской игры / Т. Г. Ханова // Нижегородское образование. – 2015. – № 3. – С. 152-155.
7. Ханова, Т. Г. «Современное дошкольное детство : проблемы и перспективы» : по материалам региональной научно-практической конференции / Т. Г. Ханова // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 2 (10). – С. 31.