Ирина Горбачевская
ФЭМП в младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
О возможностях овладения дошкольниками основами математики писали педагоги еще несколько веков назад. Так, Я. А. Коменский и И. Г. Песталоцци считали, что именно в этом возрасте у детей успешно развиваются основы арифметики и геометрии [1, с. 114]. В аспекте развития математических представлений у детей мы рассмотрим младший дошкольный возраст. Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, мы затрагиваем период детства, а именно переход из раннего детства в дошкольный возраст. Данный период сопровождается кризисом трех лет. «В силу возрастающей самостоятельности и независимости ребенка резко возрастают и его требования, которые он может пока выражать только деспотичным образом и капризным поведением, негативизмом по отношению к различным действиям и решениям старших» (Д. Б. Эльконин [4, с. 131-137]). Ребенок 3-4 лет постепенно социализируется, выходя за пределы семейного круга. Теперь его общение становится внеситуативным. Как писал Р. С. Немов: «На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного, интеллекта. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка со взрослым, что говорит о том, что общение не перестает быть деятельностью, ведущей за собой развитие, но включается в соответствующий процесс вместе с предметной деятельностью» [2, с. 78]. Дети младшего дошкольного возраста многое усваивают и насыщены познанием. В этот период дошкольники усваивают нормы и правила поведения, связанные с разрешениями или запретами, различают людей по полу, возрасту, сфере деятельности. В 3-4 года ребенок знаком с основными цветами, с некоторыми геометрическими фигурами, умеет различать части суток, учится выделять признаки и свойства предметов и др. К программным задачам развития у младших дошкольников математических представлений относятся [3, с. 65-66] : – формирование представления о числе (счет в количестве 3, умение показать свой возраст на пальцах); – формирование представления о последовательности (последовательность сюжетов, знакомство с частями суток); – формирование геометрических представлений (форма, величина, пространственная ориентация «на себя» – «от себя»); – развитие сенсорных возможностей (четыре основных цвета, признаки формы и величины предметов); – обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи, совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств, развитие образных представлений (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Анализ психологических особенностей младших дошкольников и программных задач математического и сенсорного развития младших дошкольников (детей 3-4 лет) показывает целесообразность интегрированного подхода к реализации указанных задач. Тем самым в опыте нашей работы с детьми четвертого года жизни сенсорное и математическое развитие воспитанников мы осуществляем взаимосвязано. Например: при рассмотрении геометрических фигур мы опираемся на различные органы чувств. Знакомясь с геометрическими фигурам, как эталонами-носителями формы окружающих детей предметов, обучаем их разным способам обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой по контуру предмета). Новые знания усваиваются на основе восприятия, когда ребенок наблюдает за действиями воспитателя, слушает его указания и пояснения, самостоятельно использует дидактический материал. Например, мы берем кусок пластилина, катаем из него шарик, затем из этого же куска раскатываем «колбаску», сравниваем по длине, при этом, пластилина одинаковое количество. Проговаривая все моменты, мы активизируем речь дошкольника. В этом возрасте происходит переход предметно-манипулятивной деятельности в игровую. Занятия проходят в игровой форме, с «сюрпризными» моментами – использование игрушек, героев сказок, которые приходят в «гости». Это помогает заинтересовать детей, сосредоточить их внимание. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, стремится освоению новых знаний, умений и навыков, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, умение анализировать. Игры с пластилином, песком дают возможность детям практически выделять форму, величину, цвет, количество, размер предметов. Используются различные ёмкости, наполняя их песком, мы с детьми определяем: в какую ёмкость помещается больше песка, а в какой – меньше. В ходе прогулки используем природный материал: «Какой листочек больше, какая шишка крупнее и так далее». После прогулки можно сравнить одежду друг друга, у кого длиннее шарф или у кого ботинок больше по размеру. При изучении пространственных представлений используем предлоги, характеризующие расположение предметов или их удаленность. Обогащаем словарный запас словами: впереди, сзади, справа, слева, ближе, дальше. На занятиях по формированию элементарных математических представлений мы используем такие дидактические игры как: «Грибочки для белочки», «Малина для медвежат», «Подбери дорожки к домикам» и т. д. В которых мы развиваем у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизируем в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну», развиваем умение детей сравнивать два предмета по длине приложением или наложением одного на другой, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий». В ходе работы важно не только указывать на ошибки ребенка, но и выяснять их причины. Психолого-педагогические исследования, проводимые в дошкольных учреждениях, показывают, что только рациональная организация интегрированной детской деятельности на основе сенсорного развития обеспечивает и развитие элементарных математических представлений у дошкольника. Одной из важнейших задач при этом является развитие мышления и речи дошкольника. При этом, организовывая различные виды деятельности дошкольников, мы не забываем о сочетании возрастных и индивидуальных особенностей детей в их непрерывной образовательной деятельности и других режимных моментах. Это позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие и психическое развитие младших дошкольников.
Публикация «ФЭМП в младшей группе детского сада» размещена в разделах
Ссылки на источники:
1. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) : Учебнометодическое пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во
«СОЮЗ», 2002. – 479 с.
2. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб.
заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М. :
Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
– 368 с.