Жанна Рязанова
Формирование умения детей отгадывать загадки
▼ Скачать + Заказать документы
Формируем умение детей отгадывать загадки
Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Главная особенность загадки в том, что она представляет собою логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Способы построения логических задач различны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначения и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. Загадка Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку, основана на четырех признаках, свойственных кролику. В загадке Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? Названы три характерные признаки лета: жаркая погода, цветение растений, созревания хлеба. В загадке Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? Указан только один звуковой признак явления, но он варьируется пятью глаголами, передающими монотонный шум дождя.
Публикация «Формирование умения детей отгадывать загадки» размещена в разделах
Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу.
Есть загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум. А то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета: Рук нет, а строить умеет (птичка); В воде купался, а сух остался (гусь). Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер); Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь (осел). Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку. Такой анализ развивает логическую способность мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.
Самый обширный тип загадок – это загадки метафорические: Красненьки сапожки в земельке лежат (свекла). Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу. Разгадывание таких загадок развивает как образное, так и отвлеченное мышление.
Успешность решения мыслительной задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны предметов и явления и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и грамотного умозаключения.
Логическая задача в загадке облечена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому она особенно привлекательна. И построение загадки, и ее лексика собирают внимание слушающего, вызывают интерес к задаче.
Предлагаю загадки о животных.
У маленькой зверушки
Ушки на макушке.
Длинный, гибкий, тонкий хвост,
Очень хитрый, серый нос. (Мышь)
***
Он морковку любит
С грядок воровать.
И кору у яблонь
Любит подгрызать. (Заяц)
***
Кто ушастый здесь такой
На дорожке на лесной?
В зиму – белый на снегу.
Летом - серый на лугу?
***
В белой шубке меховой
По поляне снеговой
Скачет, прыгает, петляет,
За собой следы скрывает. (Заяц)
***
Косолапый, неуклюжий,
С медом и малиной дружит. (Медведь)
***
Кто такой большой, лохматый,
Непричесанный такой?
Испугались все ребята:
«Зверь, наверно, очень злой».
Рыбу ловит он отменно,
И в малиннике он – царь.
А в лесу он – самый первый,
Всем животным – государь. (Медведь)
***
Рыжая, пушистая,
Зимою – серебристая.
Ловко в спешке
Щелкает орешки.
Сушит на зиму грибы,
Закрома её полны. (Белка)
***
Он - строитель превосходный.
Все деревья – по зубам.
Он живет в стихии водной,
Где плотину строит сам. (Бобер)
***
Меховое облако
Всех нас согревает,
В свитера и шапки
Деток одевает. (Овца)
***
Любит умываться –
В луже поваляться.
Розовая спинка,
Жесткая щетинка. (Свинья)
***
Часы не надо заводить.
Кричит он громко по утрам,
Чтоб крепко спящих разбудить
И вовремя проснуться нам. (Петух)
***
Любит кашу, любит рыбу.
Вы его узнать смогли бы.
Хоть и ходит он не слышно,
Но его бояться мыши. (Кот)
***
Твердый панцирь,
Добрый взгляд.
Всех мудрее, говорят. (Черепаха)
Библиография:
Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». Пособие для воспитателя детского сада Москва «Просвещение» 1976