Виктория Абрамова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.
Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» размещена в разделах
Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.
Инициативность при формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников очень важная составляющая. Это умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, самооценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Все мы прекрасно знаем, что для психологической готовности к школе будущим первоклассникам необходимо наиграться. И как раз, для развития любознательности и инициативности у дошкольников нам,в частности, необходимо использовать основной вид деятельности-игровую.
В с/р, п/и, д/и и т. д. дети проявляют инициативу со старшей группы. Потому организуя свою образовательную работу в этом направлении,я придерживаюсь следующих принципов:
Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, мы должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.
Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:
Психологические (т. е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т. д.)
Психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки). Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей.
Передаем инициативу детям во время проведения зарядки;
развиваем и стимулируем желание проявлять свою активность и трудолюбие (дежурство);
при пополнении знаний или изучении новой темы,начинаю с наводящих вопросов, выводя логическую цепочку. Активизируя мыслительную деятельность. Ошибочные мнения вместе анализируем и делаем выводы почему нет;(пример привести)
игры (выбор самой игры, зазывалки,считалки,добавление правил, новых героев. актуализация игры)
активное участие детей в жизни группы (н-р, украшение группы, изготовление стенгазеты)
поощрение любознательности в продуктивной деятельности (в доступности раскраски по желанию и на развитие воображения,инструменты для худ. деятельности,пластилин и т. д.)
обсуждение прочитанных книг через рассуждение (если бы я был героем сказки,сочиняем свою. Дети приносят любимые рассказы,сказки.
прогулки,познавательно-исследовательская деятельность,конструирование. Показать как,но дать возможность проявить себя ребенку,воплотить свои идеи в “рамках заданной темы”;
Рекомендуемая литература
Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
Бабаева Т. И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе» СПб.
Кожевникова Л. М. Карта детских инициатив / Л. М. Кожевникова – М. : Академия, 2009
Короткова Н. А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н. А. Короткова – М. : Академия, 2008.
Нищева Н. А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н. А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. ,1968.
Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1984.
Горбунова Т. В. Программа подготовки к школе «В школу с радостью!» - Кемерово, 2008.-90с.
Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Изд. 6-е. – Ростов н. /Д: Феникс, 2008. – 382 с.