Папки-передвижки

Формирование навыков взаимодействия родителей с детьми как психолого-педагогическая проблема

Ольга Белозерова
Формирование навыков взаимодействия родителей с детьми как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование навыков взаимодействия родителей с детьми как психолого-педагогическая проблема

Взаимодействие, по определению Б. Ф. Ломова - процесс непосредственного (межличностного) или опосредованного (средствами связи, материальными носителями культуры, информации и т. п.) воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную психическую обусловленность и связь.

Публикация «Формирование навыков взаимодействия родителей с детьми как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах

В. Н. Мясищев понятие «взаимодействие» вполне обоснованно связывает с общение, Е. И. Рогов - с совместной деятельностью. К. А. Абульханова понимает под взаимодействием такую систему действий, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых. М. И. Лисина называет взаимодействием связь, отношения, возникающие в общении или в совместной деятельности между ее участниками, и предполагающие взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Внесение каждым участником своего вклада в совместную деятельность, в ее организацию и дальнейшее развитие, позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

А. Н. Леонтьев говорит о том, что взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению (специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъект- объектного субъектного взаимодействия). Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности и самостоятельной ценностью.

Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общению в узком смысле, взаимодействие как обмен действиями и восприятие на основе его людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных усилиях.

В ходе взаимодействия между двумя сторонами деятельности складываются определённые отношения. Они могут быть отношениями сотрудничества, внимания, работы, а могут быть отношениями доминирования, диктата, требований, то есть авторитарными отношениями.

Процесс взаимодействия В. Н. Куницына рассматривает как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

Автором выделены отдельные компоненты социального взаимодействия : эмоциональный компонент (восприятие и понимание эмоций других людей, коммуникативный компонент (речь, мимика, жесты) и выработка единой стратегии поведения в ситуациях, подразумевающих различные эмоциональные состояния.

Проблема формирования навыков взаимодействия определена в ряде психологических концепций. В данной связи одной из самых популярных необихевиористических теорий считается «теория взаимодействия исходов», описанная Г. Келли и Дж. Тибо. Суть ее заключается в том, что формирование навыка взаимодействия людей строится на получении выгоды. В «теории элементарного социального поведения» рассматривается возможность формирования навыка взаимодействия с партнером, если человек направлен на партнера, на его желания, старается поддержать его расположение к себе и таким образом получить вознаграждение (Дж. Хоманс). С точки зрения психоаналитического подхода, можно утверждать, что формирование навыков социального взаимодействия определяется впечатлениями, переживаниями, которые усваиваются людьми в раннем детстве, а также главенствующей ролью лидера (В. Шутц). Теория трансакционного (трансактного) анализа Э. Берна. Согласно этой теории человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний «Я» - Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое (Э. Берн). В теории когнитивной ориентации центральной идеей является идея сбалансированной и гармоничной когнитивной структуры личности. Для формирования навыка адекватного социального взаимодействия, следует учиться понимать житейскую, практическую психологию, где господствует здравый смысл (Ф. Хайдер).

Согласно гуманистически ориентированным теориям, социальное поведение невозможно объяснить с помощью какой-либо единой теории, каких-либо универсальных законов. По мнению А. Тешфела, это обуславливается непостоянством социальных явлений, существованием свободной воли человека, зависимостью законов от конкретной социокультурной среды, что является значимым для формирования навыков социального взаимодействия. Рассмотрев различные теории становления социального взаимодействия, Ю. В. Мозжалова отмечает их ограниченность. По мнению ученого, реальное поведение и взаимодействие людей гораздо богаче любой из приведенных теорий. Любая из теорий указывает лишь на основные тенденции.

В последние годы в отечественной психологии и педагогике наметился рост интереса к изучению навыков взаимодействия детей и родителей, так как происходящая демократизация общества не могла не коснуться и семейных отношений. Изучение особенностей взаимодействия родителей и детей отечественными исследователями проводится в рамках педагогической, возрастной, медицинской психологии. При этом решаются важные вопросы влияния того или иного поведения, личностных качеств, установок родителя на формирование ребенка как личности или на возникновение отклонений и нарушений в развитии; определяются стили взаимодействия, типы неправильного воспитания ребенка в семье (Ю. Е. Алешина, А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров и другие). Роль взрослого в развитии личности ребенка рассматривалась Л. С. Выготским в традициях культурно-исторического подхода.

По определению И. Ю. Кулагиной, навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, по словам С. Л. Рубинштейна, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Это значит, что когда в процессе обучения у родителя формируется способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть, способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у родителя образуется навык в выполнении этого действия, т. е. умение переходит в навык.

Соответственно, умения и навыки становятся орудием практической деятельности в процессе их применения.

Сущностью взаимодействия ребёнка и родителя является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение родителя к ребёнку, предъявление ему определенных требований или предложений. В данной связи навык предполагает умение родителя правильно формулировать и предъявлять требования и предложения. Специфика детско-родительских отношений обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако, по мнению А. С. Спиваковской, постоянное вмешательство в мир ребёнка может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения родителя и ребёнка. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что родитель направляет свои усилия не на ребёнка, а на его окружение. Изменяя обстоятельства жизни ребёнка, родитель изменяет в нужном направлении и его самого. При взаимодействии родителей с детьми младшего дошкольного возраста таким окружением могут быть игрушки ребёнка, которые создают среду, влияющую на психическое развитие дошкольника.

Воздействие родителя на ребёнка может быть преднамеренным и непреднамеренным. Родитель, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности ребёнку, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если родитель не является для ребёнка референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.

Навыками преднамеренного влияния являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.

Необходимым условием внушающего воздействия является авторитет родителя, доверие к его информации, отсутствие сопротивления его влиянию. Поэтому установки, мнения и требования родителя могут стать активными средствами оказания значительного влияния на восприятие и понимание детьми той или иной информации.

Особенностью внушения является его направленность не на логику и разум личности, не на ее готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию.

С внушением тесно связано подражание. Подражание - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. В дошкольном возрасте действия и мысли ребёнка производны от действий и мыслей родителей. Подражание - это не абсолютное повторение, не простое копирование. Образцы и эталоны родителя вступают в сложные связи с особенностями личности дошкольника.

Взаимодействие родителей с детьми являясь динамической системой, имеет определённые этапы, на которых психологи выделяют различные навыки взаимодействия, которые изменяются в зависимости от возраста ребёнка.

Как отмечает В. А. Ильин, на этапе раннего младенчества (до года) именно от родителей зависит, какой опыт извлечёт и чему научится ребёнок на первом году жизни. В этом периоде у родителей должны быть сформированы навыки такие, как внимание, любовь, ласка, забота, создание повышенного комфорта, ограждение от опасности. Потому что именно на этом этапе своего развитии малыш начинает ощущать себя центром мира, происходит складывание образа мира, с которым он отождествляет себя. В случае соблюдения этих форм взаимодействия у ребёнка возникает чувство базисного доверия, отголоски которого перенесутся на последующие этапы жизни. При дефиците составляющих навыков родителей у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчуждённости. В дальнейшей жизни дефицит базового доверия может проявиться в психотических явлениях.

Кроме функций, формирующих благополучное базовое доверие, в навыки родителей также входит организация правильного распорядка дня, развитие физических и умственных способностей. Родители так же должны своевременно начать развивать речь ребёнка. Нужно уже с первого полугодия учить малыша осмысливать значение некоторых слов: разговаривать с ребёнком, называть окружающие предметы, действия.

На этапе позднего младенчества и раннего детства (от года до 5лет) навыки взаимодействия родителей с детьми претерпевают некоторые изменения. Период «упрямого детства» - серьёзное испытание для родителей и детей. В. И. Гарбузов выделял следующие навыки взаимодействия с детьми раннего детства :

• с ребёнком нужно обращаться ровно и спокойно. Детям легко передаётся настроение родителей : громкий, сердитый оклик ребёнка отцом или матерью быстро возбуждают его - появляются слёзы, малыш начинает капризничать;

• единство воспитания. Единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи;

• требование родителей – закон;

• развитие самостоятельности. Поощрять самостоятельность действий ребёнка. Так формируется потребность в самостоятельности, умение преодолевать трудности;

• речевая установка. Создание предварительной установки, положительная настроенность на выполнение данного действия.

Возраст с 5 до 11 лет психологи считают основополагающим в закладывании характера, и становлении ребёнка как личности. В отличии от предыдущих этапов взросления ребёнка, на этом ребенок начинает отдаляться от родителей. В этот период родителям очень важно правильно себя повести: не препятствовать складыванию новых навыков и умений; воспитывать у ребёнка самостоятельность и ответственность, именно эти черты характера будут очень важны в дальнейшей судьбе ребёнка. Родителям также нужно учесть тот факт, что ребёнок на этом этапе развития подражает взрослым, поэтому родители должны стать положительным примером для своего ребёнка.

Навыки взаимодействия родителей и маленького школьника, включают в себя оказание помощи ребёнку в связи с возможным возникновением трудностей в общении в новом коллективе; родители должны уметь поддерживать стремления и начинания ребёнка своим вниманием и заинтересованностью; обсудить правила и нормы, которые ребёнок должен выполнять в школе. Выполнение родителями этих навыков поможет их ребёнку быстрее привыкнуть к своей новой социальной роли. Этот этап взросления ребёнка также можно охарактеризовать началом школьной жизни. У ребёнка появляются новые друзья, его сверстники, именно они становятся для ребёнка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Этап подросткового периода и юности И. Ю. Кулагина называет «возрастом тревог». Во взаимодействии с ребёнком родителям перестают помогать испытанные навыки, наказания не дают никакого эффекта, разговора по душам не получается. Подросток становится всё более и более отгороженным от родителей, у него начинается своя личная жизнь, доступ в которую взрослым либо закрыт, либо резко ограничен.

Л. Д. Столяренко так объясняет трудности в воспитании подростков: «Во-первых, в это время, часто за короткий срок, происходят многочисленные сдвиги в развитии, которые проявляются в ломке прежних интересов, отношений, особенностей ребёнка, то есть развитие имеет скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются появлением разных трудностей у самого подростка и в его воспитании: он не поддаётся воздействиям родителей, в поведении проявляются различные формы сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, скрытность, замкнутость)».

Р. В. Овчарова выделяет такие навыки взаимодействия родителей c подростками :

1. Родители должны принять нетерпеливость и неудовлетворённость подростка. Отрочество не может быть неизменно счастливым временем. Это время нерешительности, сомнений в себе и страданий.

2. Терпимо относиться к нежелательному поведению своих детей. Мудрые родители должны осознавать, что бороться с подростком, как и плыть против течения, безнадёжно.

3. Родителям ни в коем случае нельзя указывать и тыкать пальцем на нелицеприятные факты, касающиеся поведения их детей, на ничтожные дефекты их характера. Такая «честность» часто портит отношения между родителями и подростками.

4. Родителям не следует обращаться с подростком, как с ребёнком. Не нужно напоминать ему, каким маленьким он был несколько лет назад, подростки не любят этого, они хотят установить дистанцию между собой и своим детством. Родителям нужно поддерживать это желание. Похвала, критика, поощрения со стороны родителей должны быть обращены к юному взрослому, а не к ребёнку.

5. Родители должны дать почувствовать своему ребёнку его самодостаточность, больше позволять своему подростку. Родители же, поощряющие зависимость и несамостоятельность, культивируют неизбежное недовольство к себе со стороны своих детей.

6. Родителям нужно давать своим детям возможность уединяться, иметь свою маленькую личную жизнь. Это продемонстрирует со стороны родителей уважение к их ребёнку.

7. Чтобы помочь своим детям родителям нужно учиться эмпатии - способности искренне отвечать на их настроения и чувства, не заражаясь ими. Родителям необходимо помочь своему подростку в его ярости, стрессе и смущении, не раздражаясь не впадая в ярость, не боясь и не смущаясь [30,с. 212]

В этот период родителям очень важно научиться понимать и слышать своих детей; они должны принять нетерпеливость и неудовлетворённость своих подростков; терпимее относиться к нежелательному поведению. Родителям нужно перестать во всём указывать своим детям, а просто свыкнуться с мыслью, что их сын или дочь уже не маленькие детки, а вполне сформировавшиеся личности. Также родители должны относиться к своему ребёнку, как к равному, чтобы подросток сумел реализовать свою потребность во взрослости и способствовать выработке волевых качеств.

Таким образом, взаимодействие - процесс непосредственного (межличностного) или опосредованного (средствами связи, материальными носителями культуры, информации и т. п.) воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную психическую обусловленность и связь; взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению и совместной деятельности; компоненты взаимодействия являются - эмоциональный компонент (восприятие и понимание эмоций других людей, коммуникативный компонент (речь, мимика, жесты) и выработка единой стратегии поведения в ситуациях, подразумевающих различные эмоциональные состояния. Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения; умения и навыки взаимодействия родителя с ребёнком являются орудием общения и деятельности в процессе их применения; навыки взаимодействия родителей и детей изменяются в зависимости от возраста ребёнка.

Список литературы

1. Абульханова К. А. Социальное мышление личности // Современная психология : состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. - М. : Изд-во "Институт психологии РАН", 2002. - С. 88-103.

2. Гарбузов В. И. От младенца до подростка. - М. : Академия, 2009. – 224с.

3. Ильин В. А. Археология детства: Психологические механизмы семейной

4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека - М. :ТЦ Сфера, 2010. - 464с.

5. Куницина В. Н. Межличностное общение - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001. - 232 с.

6. Леонтьев А. Н. Психология общения. – М. : Cvsck, 1999.– 365с.

7. Лисина М. И. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. - М., 2008.

8. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М. : Знание, 2005.-С. 127 - 144.

9. Матвеева Л. Г. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке – М. : АСТ-ПРЕСС, 2011. – 320с.

10. Мозжалова Ю. В. Пути формирования навыков социального взаимодействия у лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Технологии интеграции молодых инвалидов в обществе: Материалы Круглого стола - М. :АНО ЦСА "Одухотворение", 2007. - С. 72-77.

11. Овсянникова В. В., Люсин Д. В. Когнитивные характеристики, связанные с переработкой эмоциональной информации // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации. Материалы пятых чтений памяти Л. С. Выготского (Москва, 15 - 17 ноября 2004 года) / Под ред. В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. -М. : РГГУ, 2005. С. 280 - 293.

12. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М. : Гардарики, 2002. – 383с.

13. Петровский А. В. Воспитание в семье и тип семейных отношений, тактики семейного воспитания. - М. : Педагогика, 2009. – 224с.

14. Спиваковская А. С. Как быть родителями. - М. : Педагогика, 2004. - 237с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группыФотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группы Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей потребность в здоровом образе.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков взаимодействия родителей с детьми как психолого-педагогическая проблема
Опубликовано: 11 октября 2021 в 18:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков взаимодействия родителей с детьми как психолого-педагогическая проблема» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Белозерова (УИ 951704) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД