Крымкова Александра
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Деньги – великий воспитатель,
так как они позволяют воспитывать
у детей честность, доброту,
великодушие к близким людям,
желание поделиться, способность
к самоограничению и привычку тратить их разумно.
А. С. Макаренко
Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) определяет в качестве одной из важных задач формирование элементарных представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях: современных дошкольников повсюду окружает реклама, а в их речи все чаще встречаются слова, связанные с экономикой и финансами.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
К сожалению, финансовой грамоте почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому даже маленькие дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка таких качеств, как:
– бережливость (например, увеличиваем продолжительность использования какой-либо готовой вещи);
– деловитость (увеличение количества (числа) практических навыков и умений);
– рациональное поведение относительно разных жизненных ситуаций (действия по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь», т. е. надо хорошо подумать, прежде чем что-то сделать);
– трудолюбие (например, проявление ответственности и личного отношения ребенка к собственной деятельности);
– адекватная оценка полученных результатов своих действий и деятельности с позиций их значимости и ценности для дошкольника, и для окружающих;
– правильное представление о финансовой составляющей окружающего мира, что в дальнейшем поможет ребенку стать уверенным, самостоятельным и успешным взрослым, принимающим грамотные, ответственные и взвешенные решения.
Кроме перечисленного выше очень важно уже с этого возраста заложить основы таких качеств, как: расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, а также формировать разумные экономические потребности, соизмеряя их с существующими возможностями, понимание труда человека как средства удовлетворения его желаний и личных запросов.
Для повышения мотивации к игровой деятельности в центре «Юный финансист» активно привлекаются дети к изготовлению пособий своими руками, например, кошельки, денежные банкноты, сумки экономки и т. п.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игра - одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Мы идём в магазин», «Шаги к успеху», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Выбираем самое важное», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет» и пр. Но в процессе работы над определенной темой можно использовать такие методы и приемы как: наблюдение, беседы, игровые приемы, рассказ и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. – 2-е изд., измен. И доп. – М. : Институт новой экономики, 2012. – 856 с.
2. Ахметшина, Г. К. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы / авт. -сост. Г. К. Ахметшина, И. В. Воробьев, А. С. Щукин. – Казань, 2007. – 255 с.
3. Берзон, Н. И. Финансы. Учебник для бакалавров. Бакалавр. Углубленный курс / И. Н. Берзон. – Юрайт. : 2016. – 498 с.
4. Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. А. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
в Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населениявРоссийской Федерации / А. А. Бокарев. – М. :Финансы, 2010. – 130 с.
6. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. Учебное пособие /авт. -сост. Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мерещекова. – М. :2007. – 301 с.
7. Горяев, А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам/авт. -сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Финансы, 2010. – 90 с.
8. Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт. -сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Просвещение, 2016. – 272 с.
9. Жданова, О. А. Финансовая грамотность : методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с.
10. Жилкина, А. Н. Финансы. Учебник для бакалавров / под ред. А. М. Ковалева. 6-е изд. – Юрайт, 2015. – 443 с.
11. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата /авт. -сост. О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. 2-е изд. – М. : Юрайт, 2017. – 219 с.
12. Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практика/авт. -сост. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012. – 106 с.
13. Крючкова, Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности /Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников/ Н. А. Крючкова. – Калининград, 2013. – 126 с. Хочу такой сайт
14. Ларева, Н. И. Обучаем детей финансам. Методика для начальных классов/ Н. И. Ларева. — М. : ИНФРА-М, 2014. — 102 с.
15. Ли, В. Д. Финансы в вопросах и ответах. Учебное пособие/ В. Д. Ли. – Алматы И. Д Свет, 2004. – 140 с.
16. Ожегов, С. И. Словарь русского языка/ Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.
17. Пушкарь, А. Е. Дети и деньги. / А. Е. Пушкарь. – М. : Известие, 2008. –320 с.
18. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь/авт. -сост. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – 5-е изд., перераб. и доп. —
М. : ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
19. Статистические данные аналитического центра НАФИ.
22. Отчет НАФИ по Проекту «Дети и финансы», 2015 год.
Детское образование. https://www.maam.ru/obrazovanie/detskie-igry Дата обращения 30.10.2017
23. Современно о жизни. https://fb.ru/article/272372/luchshie-knigi-po-finansovoy-gramotnosti-reyting-opisanie-i-otzyivyi Дата обращения - 31.10.2017