Татьяна Файдыш
Формирование доброжелательных отношений у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
В статье представлены условия, формы и методы, используемые для воспитания доброжелательных отношений у детей среднего дошкольного возраста, конспект НОД в средней группе «Я и мои друзья».
Ключевые слова: дошкольник, доброжелательные отношения, доброжелательность, культура поведения.
Публикация «Формирование доброжелательных отношений у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема формирования доброжелательных отношений у детей является одной из самых актуальных проблем в дошкольном образовании на сегодняшний день. Вследствие многих причин, в последнее время мы наблюдаем снижение уровня общения и культуры поведения. А к полноценной личности в современном обществе предъявляются новые требования – наличие образования и культуры.
Одной из составляющей поведенческой культуры является доброжелательное отношение человека ко всему окружающему, умение преодолевать конфликты, решать их мирным путем. Перед педагогами и родителями стоит общая задача – привить любовь к окружающему миру, научить относиться доброжелательно к людям, не зависимо от их положения в обществе, вероисповедания и цвета кожи. Выполнить ее можно лишь сообща, предъявляя ребенку единые требования.
У детей среднего дошкольного возраста необходимо продолжать формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, не нарушать установленные правила, следовать в своих поступках примеру хороших людей. Продолжать формировать стремление сопереживать другим в их радости и печали, способствовать развитию умения радоваться успехам других, поддерживать активные попытки прийти на помощь [1].
По мнению В. В. Гербовой доброжелательность – это «отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. В доброжелательности … выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству [2; 3]. Для формирования данных качеств у детей должны быть созданы благоприятные условия.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений дошкольников являются :
- создание положительного эмоционального климата в группе;
- моделирование педагогических ситуаций, позволяющих детям проявлять добрые чувства ко всему окружающему.
Для формирования доброжелательных отношений у детей систематически необходимо использовать различные формы и методы работы :
-сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные игры;
- моделирование и решение проблемных ситуаций;
- непосредственно-образовательную деятельность;
- беседы, сторителлинг, заучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок, загадывание загадок;
- чтение и обсуждение художественной литературы;
- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий;
- метод проектной деятельности;
- совместную трудовую деятельность;
- развлечения, просмотр мультипликационных фильмов, прослушивание музыкальных произведений и т. д.
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Играя, ребенок учится, закрепляет и синтезирует полученные знания. Мы стараемся любую непосредственно-образовательную деятельность «превратить» в игру, ведь во время игры ситуации проявления доброты, заботы, внимания организовать проще, чем в обыденной жизни.
Для детей среднего дошкольного возраста характерно воспроизведение отношений между взрослыми. Они с удовольствием копируют действия родителей и воспитателей, стараясь научить окружающих тому, что уже умеют сами. Данное качество было положено в основу следующего занятия:
Конспект НОД по этике в средней группе
«Я и мои друзья»
Цель: формирование доброжелательных взаимоотношений у детей
Задачи:
- воспитывать дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, проявлять доброту, заботу о ближнем;
- формировать умение замечать положительные качества другого человека;
- продолжать учить детей выполнять коллективную работу, видеть результат общего труда;
- развивать такие социально-коммуникативные качества как сотрудничество, гибкость, терпимость.
Ход НОД:
1. Организационный момент
В. : Ребята, посмотрите, пожалуйста, кто сидит у меня на стуле. Сегодня утром по дороге на работу я встретила очень печального щенка, его зовут Тотошка. Он был очень расстроен, потому, что у него совсем нет друзей. Ему было очень грустно и одиноко, и щенок, узнав, что я направляюсь на работу в детский сад, попросил взять его с собой. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Потому, что в нашем детском саду все ребята очень дружные. Верно? (Да) А вы сможете научить Тотошку находить друзей? (Да, научим).
2. Основная часть
В. : Ребята, скажите, пожалуйста, что такое дружба? Кто такие друзья? (ответы детей)
Давайте вспомним девиз нашей группы: «Мы дружные дети, мы любим друг друга!»
- А какими бывают друзья (ответы детей)
- Ребята, а с чего начинается дружба? Как вы думаете? (с улыбки, знакомства, вежливого и ласкового слова). Верно! Даже песенка такая есть. (Прослушать песню «Улыбка»).
- Когда люди улыбаются, то им приятнее общаться. Давайте сейчас мы улыбнемся друг другу. Сначала дружочку слева, затем дружочку справа. А теперь улыбнемся щенку и ласково скажем: «Привет, Тотошка!»
- Вот, Тотошка, ты запомнил, как здороваются наши ребята?
- А после того, как улыбнулись, нужно сказать доброе, ласковое слово. Давайте научим Тотошку, как это нужно делать. Мы будем передавать по кругу наше сердечко и говорить вежливые слова слово.
3. Игра «Вежливые слова». По окончании игры воспитатель говорит ласковое вежливое слово щенку.
- Но иногда так случается, что друзья ссорятся. Из-за чего могут поссориться друзья? (ответы детей).
- Что может произойти, если часто ссориться? (ответы детей)
- Как нужно вести себя с друзьями? (не кричать, не драться, не отбирать игрушки, уступать, делиться, договариваться). Не зря в народе говорят, что ссора до добра не доводит.
- Но если вы все-же поссорились со своим другом, что нужно сделать? (помириться).
4. Игра «Мирилка»
Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться.
Злюка, уходи от нас!
Мы с тобой друзья сейчас!
- Какие вы дружные! Посмотрите, ребята, наш щенок начал улыбаться!
- Скажите, как вы поступите, если ваш друг попадет в беду? (придем на помощь, пожалеем)
- А когда друг вам помог, что ему надо сделать? (поблагодарить)
- Давайте покажем щеночку, как мы можем его пожалеть, если ему больно или грустно (имитация движений).
Голосом щенка: Ребята, я очень рад, что пришел сегодня к вам в группу. Я увидел, какие вы дружные! Спасибо, что вы мне рассказали и показали, как нужно дружить. Теперь я обязательно найду себе друзей. И обязательно приду с ними к вам в гости!
5. Практическая деятельность: коллективная работа
В. : Ребята, а вы знаете, что с друзьями вместе легко можно справиться с любым делом. Как вы думаете, что можно делать вместе? (ответы детей)
- Я вам хочу предложить вместе сделать красивый цветок, и мы назовём его «Цветок дружбы» Присаживайтесь, пожалуйста, за свои столы.
- Посмотрите, что у вас стоит на столах? (ответы детей). Как вы думаете, как мы будем делать наш цветок? (рисовать)
- Совершенно верно. И рисовать мы будем его все вместе.
- Мы с Тотошкой нарисуем вот такую весёлую серединку, а вы – по одному лепесточку.
- Но перед тем, как нарисовать лепестки, мы с вами разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1,2,3,4,5
Начинай считать опять.
1,2,3,4,5
Начинаем рисовать.
- Можете приступать к работе. Нужно взять кисточку и намазать ладошку краской любимого цвета. Затем «цветной» ладошкой прикоснуться и крепко ее прижать к краю серединки. Получатся красивые лепестки.
Дети выполняют работу под «Песенку о дружбе» из м/ф «Тимка и Димка».
6. Итог:
В. : Вот какая замечательная работа получилась. Мы её сделали все вместе.
- Ребята, вы все очень хорошо сегодня потрудились. Давайте напомним Тотошке правила дружбы.
Список литературы
1. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников : программа, планирование, занятия, диагностические материалы / Л. А. Загуменная. – Волгоград: Учитель, 2013. – 231 с.
2. Гербова В. В. Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателей детского сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Базакова. – М. : Просвещение, 2015. – с. 195.
3. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.