Юлия Савинова
Формирование безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста на улицах, дорогах
▼ Скачать +Заказ
Обучение детей правилам безопасности дорожного движения является одной из важнейших задач дошкольного образования.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создает объективную реальность дорожно-транспортных происшествий.
Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших магистралях, а на дорогах рядом с остановками, а иногда во дворе. К сожалению, зачастую причиной ДТП являются дети. Поэтому обеспечение безопасности правил поведения становится все более важной государственной задачей и особое значение приобретает своевременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности.
Публикация «Формирование безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста на улицах, дорогах» размещена в разделах
Дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад и даже на его территории. Им приходится ориентироваться в дорожной обстановке. Здания, деревья, кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Кроме того, ребенок – пешеход всегда идет рядом с взрослым. И если этот взрослый не хочет выполнять правила дорожного движения, вряд ли знание их малышам поможет в данном случае правильно перейти улицу или обойти транспорт, т. к. нарушая правила дорожного движения, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям. Вот почему эту проблему необходимо решать не изолированно в детском саду, а в тесном взаимодействии с родителями. Это поможет обеспечить безопасность, как в его дальнейшей жизни, так и при поступлении в школу.
Воспитание общей культуры поведения начинается в детстве. С того же времени должна начаться и его подготовка к жизненной «профессии, участника движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. И что ребенок усвоил в детском саду, то у него останется навсегда.
Свою работу мы начали с выявления знаний детей о безопасном поведении. На начало года из 25 детей группы лишь 4 ребенка имели элементарные представления о правилах поведения на улице, на дорогах, а у остальных детей были смутные представления, т. к. в этом возрасте дети еще находятся под чрезмерной опекой взрослых.
Анализ показал:
- большинство детей не имели понятия о том, что они являются участниками дорожного движения, не смогли объяснить, для чего нужен светофор, как нужно вести себя вблизи дороги, во дворе;
- не все дети знали названия транспортных средств, не различали понятия: водитель, пассажир, пешеход.
Анализ позволил определить следующие задачи:
1) Дать детям элементарные представления о правилах поведения на улицах, во дворах, вблизи дорог.
2) Познакомить с участниками дорожного движения : транспорт, пешеходы, светофор.
3) Учить различать виды наземного транспорта.
Работу по решению задач начали с составления перспективного плана, куда включили такие разделы, как «работа с детьми», «создание условий в развивающей предметно – пространственной среде группы», «взаимодействие с семьей». Большое внимание уделяли отбору информации по накоплению детьми знаний о транспорте, о правилах поведения, обеспечивающих безопасность на улице, вор дворе.
Проанализировав развивающую предметно – пространственную среду группы по вопросу безопасности дорожного движения, мы убедились, что она требует пополнения. Поэтому подобрали соответствующий материал, приобрели картинки, показывающие различные ситуации на дорогах, изготовили элементарные дорожные знаки, дидактические игры, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, подобрали детскую художественную литературу по дорожному движению.
В работе с детьми по безопасному поведению на дорогах использовали интеграцию всех образовательных областей.
Свою работу с детьми начали с наблюдений за приезжающими на территорию детского сада машинами различного назначения: за машиной с продуктами, с молоком, мусоросборником. Рассматривали их, определяли степень опасности неосторожного поведения в непосредственной близости от них.
Дети делали выводы: машина большая, тяжелая, водитель может не увидеть, что сзади нее кто – то играет. Может произойти несчастный случай. Объясняли детям, что эта площадка, хотя и большая, но она не для игр, а для того, чтобы машины могли свободно развернуться и выехать с территории детского сада.
В организованной образовательной деятельности расширяли представления детей о пространстве улицы : она бывает широкая, по ней ездят машины. Эта часть улицы называется проезжей. Узкая часть улицы, где ходят пешеходы – тротуар. Закрепляли знания детей в процессе игр с использованием атрибутики к игре «Дорога». Большую роль в закреплении знаний детей играли наблюдения за поведением пешеходов, за движением транспорта, которые затем уточнялись, дополнялись, совершенствовались.
В процессе конструктивной деятельности «Улица для кукол» с детьми закрепляли понятие «тротуар». Давали задание: «Сделайте так, чтобы куклам было безопасно на улице», помогали найти правильный вариант.
После наблюдений за работой светофора предлагали детям выполнить его в форме аппликации. В ходе деятельности обращали внимание на использование соответствующей терминологии, расширяли и накапливали словарный запас. В свободный деятельности опирались на имеющиеся у детей знания и опыт, предлагали выложить макет светофора из мягких модулей. Закрепляли не только знания ребенком цветового сигнала, но и реакцию на него: например, красный цвет – опасный, стой!
Желтый цвет – внимание! Зеленый цвет – можно двигаться!
В формировании правил безопасного поведения помогали игры, используемые по формированию элементарных математических представлений, где дети усваивали понятия: направо, налево, посредине
и т. д.
В своей работе использовали рассматривание картины «Улица города», иллюстраций по тематике «Безопасность на дорогах и улицах». Широко использовали в работе с детьми дидактические игры и игровые упражнения «мишка идет по улице», «Собери знак», «Отремонтируй светофор».
На решение поставленных задач оказало влияние взаимодействие с семьей. В начале работы мы поставили перед собой задачу – сделать родителей своими союзниками, т. к. зачастую сами родители не являются положительным примером участников дорожного движения.
С целью повышения интереса родителей к проблеме подобрали библиотеку методической и детской художественной литературы по безопасному поведению детей на улице. Используя наглядный материал, мы оформили папку – передвижку, которая вызывает интерес у большинства родителей группы. Обращались к родителям с просьбой понаблюдать с детьми за видами транспорта, которые отсутствуют в месте проживания ребенка: трамваем, троллейбусом, метро, объяснить ребенку как необходимо себя вести вблизи него. Родители охотно откликались на наши просьбы.
С целью проверки эффективности проведенной работы в ноябре было проведено повторное обследование детей. Результаты улучшились, анализ показал, что большинство детей владеют устойчивыми знаниями правил поведения на улицах : они знают, чем опасна дорога, что вблизи дорог, а тем более на проезжей части нельзя устраивать игры; что дорогу надо переходить через переход на зеленый сигнал светофора. Почти все дети различают и называют виды наземного транспорта, охотно используют имеющиеся знания в играх.
Основной трудностью в работе является то, что имеется реальный разрыв между теоретическими знаниями и реальным поведением детей на улице. Эта проблема остается основной для нашей дальнейшей работы.
На будущее нами поставлены задачи:
- формировать у детей привычку безопасного поведения в пространстве улицы, дороги;
- продолжать работу с родителями по формированию ответственного, осознанного собственного поведения на дорогах, являющегося примером для ребенка;
- через методическую службу детского сада осуществлять взаимодействие с ГИБДД Сормовского района для более эффективной организации работы по проблеме.