Юлия Коваленко
Фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье раскрывается понятие «фонематическое восприятия», описываются особенности фонематическое восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое восприятие, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Публикация «Фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» размещена в разделах
Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие представляет собой нарушение процессов формирования произносительной стороны речи и относится к нарушениям средств общения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
При несформированности фонематического восприятия дети часто испытывают затруднения в процессе овладения произносительной стороны речи, звукового анализа и синтеза слов, обучения грамотой.
Проанализировав реальные данные в системе образования детей дошкольного возраста, мы видим, что количество детей с речевыми отклонениями активно увеличивается. Значительную часть из них, составляют дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В целях определения особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, было проведено исследование. В нем участвовало 20 детей, 10 из них с нормальной речью и 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, в возрасте 5-6 лет. Для изучения уровня развития фонематического восприятия были использованы методики Л. С. Волковой, Г. Г. Голубевой, Н. В. Нищевой.
Результаты проведенного исследования позволили нам констатировать, что у 100% детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеются нарушения звуков, которые заменяются или смешиваются в речи или вообще отсутствуют. При относительном благополучии фонетического произношения оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Но в большинстве имеется закономерность: чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше их нарушено и в восприятии. Так же наблюдается сжатая артикуляция, смазанность речи, бедный словарь и задержка в формировании грамматического строя речи. Дети, у которых имеются отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут четко повторить заданный звук и правильно показать картинки имеющий определенный звук. Так же возможны некоторые нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. При восприятии речи, дети сталкиваются с многообразием звучаний в ее потоке. Они слышат множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Им нужно проанализировать и извлечь из них фонему, при этом отвлечься от звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем инвариантным различительным признакам, по которым одна единица языка противопоставлена другой. Если дети не научатся этого делать, они не смогут узнать его как тождественное. Обнаружить такие отклонения можно только при раннем и тщательном обследовании фонематического слуха.
По результатам исследовании мы разработали систему коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, предусматривающую комплексное направление в работе: изолированная постановка отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
Таким образом, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Список литературы:
1. Волкова, Л. С. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи/ Л. С. Волкова. -Владос, 2004.
2. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М. : Изд. Института психотерапии, 2001. - 240 с.
3. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М. : Школьная Пресса/Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 2002. - 32 с.