Райхан Горянина
Статья «Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
▼ Скачать
Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре.
Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно - образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов- тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала».Многими педагогами детских садов было так же замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников в дошкольных учреждениях у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДОУ происходит эпизодически,осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствиесистематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.
Публикация «Статья „Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Цель: выявление педагогических возможностей фольклорных праздников как средства приобщения дошкольников к народной культуре.
Задачи:
- раскрытьпедагогический потенциал фольклорных праздников в ДОУ
-определить, как воздействуют фольклорные праздники на формирование нравственных ценностей дошкольника и на его всеобщее развитие ;
- изучить методическую литературу по исследуемой теме;
- показать результативность использования фольклорных праздников как средства приобщения дошкольников к народной культуре;
Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников. Это языческие, православные и тематические праздники. Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей. Если обратиться к опыту наших предков-славян, мы узнаем, что Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной. Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица», «Иван Купала» и другие. Проводя «Масленицу в детском саду», мы стремились познакомить детей с народными обрядами встречи весны и проводов зимы. Вместе с педагогами готовили театрализованное представление с традиционными сказочными героями Бабой Ягой, Скоморохами, Весной. Воспитанники детского сада участвовали в таких народных играх как перетягивание каната, бой подушками, кулачных боях и т. д. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивали масленичные песни, заклички,потешки, которые исполняли в фольклорном празднике. В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников — одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всё м: в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое коллектива, в организации различных видов детской деятельности. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник- это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом.
Отдельно хочется рассказать о праздниках православного календаря, таких как «Крещение», «Рождество», «Пасха». Организуя эти праздники мы не стремились в своей работе сделать акцент на православных традициях русского народа. Ведь среди детей в детском саду присутствуют представители разных национальностей и конфессий. Мы лишь знакомили воспитанников с традициями празднования этих праздников в России, прививая толерантное отношение детей к культуре других национальностей. Православные праздники проводились совместно с пожилыми людьми из социально-реабилитационного центра и родителями. В процессе совместной деятельности взрослых и детей на праздниках такого рода происходит передача полезного опыта людей старшего поколения подрастающей молодежи. Так же в детском саду проводился фольклорный праздник «На завалинке» по гендерному воспитанию, где дети имели возможность познакомиться с традиционным воспитанием мальчиков и девочек, а так же роли матери и отца в русской семье,с семейно-бытовыми традициями и обрядами России, с народными песнями и танцами, промыслами и ремёслами, загадками и пословицами. В празднике участвовали бабушки и дедушки воспитанников. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Поэтому проведение таких праздников приобретает сегодня глубокий смысл.