Лугинова Татьяна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР Д/С№16 «Золотинка» Воспитатель : Лугинова Татьяна Николаевна.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание – сложный, многоплановый процесс.
Именно духовное образование и нравственное здоровье формируют целостную гуманную личность.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Целенаправленная организованная педагогическая деятельность воспитателей, начиная с дошкольных учреждений, может проложить эффективный путь к нравственному развитию детей. Мы, воспитатели, призваны закладывать в них чувства добра, правдивости и милосердия. Развивать заложенные в семье или от природы в них чувства справедливости, сострадания, уважения к старшим, любви к ближним. В старшей группе, соответственно, будить интерес к национальной, российской культуре, любви к природе, к родному краю, отчизне, то есть, патриотизм.
В своей практике использую духовно-нравственное воспитание не только на занятиях, а в продолжение всего дня в реалиях повседневной жизни. К примеру, в средней, да и в старшей группе не станешь акцентировать внимание на таких сложных для них понятиях как «патриотизм» или «любовь к родине». Можно, как бы мимоходом, в беседе коснуться данной темы:
- Дети, кто-нибудь из вас летом плавал на теплоходе или на катере по реке?
- Замечательно! А вы запомнили, как называется эта река?
- Молодцы! Это наша гордость – река Лена, на ее берегу мы и живем, в г. Якутске, столице Республики Саха (показываю из фотоальбома картины реки и города). Вот знаменитые Ленские столбы на берегу нашей красавицы реки. Радуйтесь, что живете в окружении такой дивной природы, любите, гордитесь и берегите ее!
- А где еще любите гулять летом с родителями?
- Ну, конечно, в парке! Любимое место отдыха и детей, и взрослых.
Настоящее духовное обогащение человека формируется при чтении художественной литературы, поэзии, фольклора.
Беседуем после чтения русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» :
- Бедный Иванушка, почему он стал козленочком?
- Он не послушался сестры.
- А как спасли Аленушку, кто ее спас?
- Козленочек Иванушка очень любил сестрицу, грустный каждый день ходил по берегу около воды, звал ее. Аленушка отвечала, как тяжелый камень на шее не дает ей всплыть. Услышал это слуга и рассказал хозяину.
- Какой хороший конец у сказки! Любовь большая между братцем и сестрой спасла их, Аленушку от смерти, Иванушку же снова превратила из козленочка в мальчика. Так народная мудрость учит нас быть послушными и любить друг друга.
Следующая беседа после чтения английской народной сказки «Три поросенка» :
- Кто вам из поросят понравился? Почему?
- Наф-наф! Он очень умный, не ленивый, много работает.
- А почему он спас братьев, ведь они такие непослушные?
- Наф-наф любит своих братьев и не хотел, чтобы злой волк сьел их.
- Правильно, ребята, эта сказка учит нас быть милосердными и терпимыми к недостаткам наших ближних и друзей, уметь прощать их.
Вот так мудрые народные сказки учат нас всему доброму и полезному.
- Дети, кто знает, какое сейчас время года?
- Что вы замечаете по утрам: небо какое, всегда ли там солнышко сияет, листья на деревьях как изменились?
- Правильно, ребята, это у нас осень, поэтому небо хмурое, солнышко редко видим, по утрам холодно, листья пожелтели и падают на землю – все это приметы осени у нас в Якутии, а в России, это где Москва, осень наступает в середине или к концу октября, позже, чему нас. Сейчас мы послушаем об этой осени стихи. Его написал великий русский поэт А. С. Пушкин. Вот его портрет, вы о нем слышали?
- Конечно, слышали его прекрасные сказки. Александр Сергеевич написал много-много книг, сказок, стихотворений, поэм, повестей и романов. У него есть стихи о всех временах года, я прочитаю вам его замечательные строки об осени: (читаю по памяти, с чувством)
Уж небо осенью дышало, …
- Чувствуете, как красиво звучат строки, каждое слово поэта, словно музыка ложится нам на душу, а перед глазами встает знакомая нам картина наступающей осени.
Пусть детям не все понятно из услышанного, но даже такие малыши должны почувствовать, какие-то движение души. Поэтический дар Пушкина никого не оставит равнодушным, берет за сердце, за душу, волнует всех. И такому восприятию прекрасного надо учить, умению чувствовать, волноваться, восхищаться от души, только не быть равнодушным.
Именно те люди, дети и взрослые, кто зачитывается стихами и рассказами, сказками и романами не только Пушкина, но и других поэтов и писателей, становится богаче и чище душой, глубоко и тонко чувствуют красоту окружающего мира, мира высокой музыки и искусства.
Так заключаются первые основы духовно-нравственного формирования характеров наших воспитанников.