Наталия Ковалева
Консультация для родителей «Для чего ребенку нужен сон»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего ребенок спит?
Чаще всего на вопрос о том, для чего ребенку нужен сон, отвечают: «Для отдыха». На самом деле это лишь одно из назначений сна. Чередование сна с бодрствования представляют собой яркий пример ритмической деятельности организма. Регулярная смена одного состояния другим – один из важнейших биологических законов, соблюдение которого обеспечивает длительное сохранение физиологических возможностей отдельных органов и систем и поддержание жизнеспособности в целом.
Публикация «Консультация для родителей „Для чего ребенку нужен сон“» размещена в разделах
Сон – не просто отдых, во время которого происходит восстановление потраченной за день энергии. Это сложный комплекс физиологических и психофизиологических процессов, которые могут осуществляться только при отключении организма от внешних раздражающих воздействий, - он оказывает многогранное влияние на организм. Происходящие в процессе сна изменения нервных центров регулируют состояние гормональной системы, обмена веществ, деятельность внутренних органов. Во время сна происходят переработка и запоминание информации, улучшаются процессы памяти. В то время, когда сознание перестает контролировать интеллект, обостряется интуиция. Одновременно с возрастным развитием механизмов сна у ребенка формируется автоматическая регуляция мозгового кровотока, сердечного ритма, внешнего дыхания, теплообмена. Сон повышает стрессоустойчивость организма. Для ребенка это один из важнейших механизмов, позволяющих ему наилучшим образом приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
Активность мозга во время сна.
Сон – это не однородное состояние покоя, но активная (для ребенка раннего возраста – основная) деятельность мозга. Она подчинена определенному ритму. Выделяют два различных функциональных состояния сна, отличающиеся по электрической активности, вегетативным, психическим и двигательным компонентам поведения: фазу медленного и фазу быстрого сна.
Фаза медленного сна, или «сон без быстрых движений глаз», состоит из нескольких стадий:
1-я стадия – дремота. Перед внутренним взором ребенка появляются причудливые картины, которые быстро утрачивают связь с реальностью.
2-я стадия характеризуется появлением особой электрической активности мозга и вегетативными изменениями, которые проявляются уменьшением частоты сердечных сокращений, урежением дыхания, расслаблением скелетной мускулатуры. В это время не происходит активной мыслительной деятельности.
3-4-я стадии – самый глубокий сон, во время которого появляются особые длинные электрические волны – дельта-волны. «Дельта-сон» наступает через 1-3 часа после засыпания. В это время ребенка трудно разбудить. Если он все же просыпается, то может быть испуг, обусловленный вегетативными реакциями. Пробуждение на этой стадии не сопровождается воспоминанием сна. Продолжительность «дельта-сна» связана с продолжительностью бодрствования перед сном: она увеличивается при недосыпании.
Во время медленного сна происходит восстановление обмена веществ в головном мозгу, в нервных клетках накапливается энергия в виде особенных «энергетических» молекул. Принципиально важным является то, что именно во время фазы медленного сна осуществляются основные процессы роста ребенка. Ночное усиление синтеза белков и нуклеиновых кислот, итогом которого является активизация развития, происходит под действием гормона роста, секреция которого резко усиливается в первые часы сна. В эту же фазу сна изменяется обработка информации головным мозгом. Отключаясь от внешних импульсов, он переходит к обработке импульсов, поступающих из собственного организма, что дает ему возможность восстановить и/или улучшить систему центрального управления внутренними органами. Эту фазу сна можно назвать «механизмом налаживания» тонких взаимодействий между клетками и системами, которые периодически повреждаются или даже утрачиваются в процессе бодрствования.
Фаза быстрого сна, или «сон с быстрым движениям глаз», характеризуется несинхронной электрической активностью мозга, свойственной периоду напряженного бодрствования, хотя ребенок находится в состоянии глубокого сна. На фоне низкого тонуса скелетных мышц наблюдаются быстрые движения глаз, пальцев, лицо подергивается, дыхание прерывисто. Усиливается эмоционально-психическая деятельность мозга, иногда она даже выше, чем при бодрствовании. Однако в отличие от бодрствования в быстром сне функционируют только некоторые участки мозга. Другие в это время находятся в стадии «функционального молчания». В эту фазу ребенок видит сны. Если его разбудить, то он проснется быстро и сможет вспомнить сновидения.
Значение фазы быстрого сна заключается в том, что происходит блокировка информации, поступающей от органов чувств к мозгу, и мозг начинает интенсивно обрабатывать ту информацию, которая была получена им во время бодрствования и сохранилась в памяти. Если организм попадает в сложную ситуацию и ему необходимо найти новые способы взаимодействия с ней, то решение этой поисковой задачи с выстраиванием будущей программы поведения происходит в фазу быстрого сна. В эту же фазу также наблюдаются интенсивные процессы построения нервных клеток.
Последовательная смена фаз быстрого и медленного сна составляет один цикл. У взрослого здорового человека отмечается 4-6 завершенных циклов сна, у ребенка 3-5 завершенных циклов сна, у ребенка 3-5 лет их 6-7. В первые годы жизни фаза быстрого сна занимает около 50% времени всего сна, снижаясь к 3-5 годам до 30%, к 16 годам - до 28%, ко взрослому периоду жизни - до 25% Между фазами сна происходит незапоминаемое пробуждение (5—7 раз за ночь).
Общая продолжительность сна связана как с возрастом, так и с темпами роста ребенка. По мере взросления продолжительность сна уменьшается. В течение первых 2-х лет ребенок проводит в состоянии сна в общей сложности 14 месяцев (но именно в этом периоде осуществляется феноменально быстрое развитие мозга). В интервале 2 до 5 лет время сна сравнивается с бодрствованием, и далее длительность бодрствования начинает превышать длительность сна. Однако в те периоды жизни, когда ребенок активно растет (особенно в подростковом возрасте, потребность во сне увеличивается. В целом же длительность сна, характерная для каждого человека и необходимая для хорошего самочувствия, определяется генетическими особенностями и внешними влияниями. У молодых людей значимым фактором может быть волевой контроль (поздний отход ко сну и просыпание по звонку будильника).
С возрастом изменяется не только общая продолжительность сна, но и его количественное распределение между ночью и днем. Развитие цикла «сон – бодрствование» - это часть общего созревания ребенка, поэтому оно характеризуется яркими возрастными особенностями:
- у новорожденного сон наступает несколько раз в сутки и днем и ночью;
- к концу первого месяца выявляется тенденция к преобладанию ночного сна над дневным;
- у ребенка старшего возраста и здорового взрослого сон наступает один раз в сутки ночью.
Особенности дневного сна.
В течение первого года происходит постепенное уменьшение числа дневных засыпаний с 4-5 на первом месяце до 1-2 к концу года. В 1,5-2 года дети обычно засыпают после еды. Если их укладывают. Многие из них около часа играют в постели, а затем спят 2-2,5 часа. Просыпаются медленно и не всегда в хорошем настроении. В 3 года ребенок быстрее засыпает и просыпается в хорошем настроении. После 4 лет отмечается индивидуальное отношение ко сну. Время дневного сна обычно приурочено к 16-17 часам.
Особенности ночного сна.
У новорожденного сон длится 17 -19 часов, к концу года - примерно 13 часов. В 1.5 года ребенок обычно засыпает в 19-21 ч., перед сном длительно играет, часто зовет маму. Ночью может просыпаться, но успокаивается легко. В 2,5-3 года дети часто поют или говорят перед засыпанием, под различными предлогами требуют маму. У многих детей появляются тревожные сновидения. В 4 года они сами берут игрушки в постель, любят слушать сказку. После 5 лет время засыпания индивидуально, а рано встав дети часто идут в постель к родителям. В 7 лет ребенок спит около 10-11 часов, тратит на засыпание около получаса. В 10 лет сон длится 8-9 часов, многих детей беспокоят неприятные сновидения. В 11-12 лет время отхода ко сну устанавливается родителями, дети ложатся спать не потому что хотят, а потому что так надо. После 13 лет они уже руководствуются ощущениями потребности в сне. Появляются индивидуальные различия в виде «сов» и «жаворонков», продолжительность сна – 8-10 часов. После 15 лет период засыпания сокращается, меньше сновидений, реже беспокоят кошмары.
Необходимо учитывать возрастные особенности. Например, подросткам пубертатного периода свойственно более позднее включение физиологических механизмов сна. Это явление получило название «синдром запаздывающего сна подростка». Если подросток при этом вынужден рано вставать, то его работоспособность будет ухудшена. Есть и некоторые половые различия. В частности, девочки нуждаются в большей длине сна, чем мальчики. Раскрыты биологические ассоциации между ночным сном и световым режимом. Если ребенок спит в освещенной комнате, то его эндокринная система воспринимает такую ситуацию как день и начинает активно функционировать, что приводит к разбалансировке всего организма.
С возрастом изменяются и такие параметры сна как поза и двигательная активность.
Поза во время сна не является произвольной или случайной. Она отражает поэтапное созревание нервной системы ребенка.
1. Поза новорождё нного: положение на спине, руки скрещены, ноги согнуты, перекрещены и подтянуты к животу.
2. На 9-й день происходит критическая перемена позы. Возникает так называемый пластический тонус, проявляющийся в застывании конечностей в приподнятом состоянии или в том положении, которое придает им мать. Пластический тонус может сохраняться до 6 месяцев.
3. С 6 месяцев до 1.5 лет характерна расслабленная поза с раскинутыми руками и ногами.
4. С 1.5 лет ребенок может принимать различные позы, но излюбленная - положение на животе.
5. С 3-х лет формируется любимая поза.
6. Взрослый может засыпать в любом положении.
7. Старики вновь принимает позу младенца.
Двигательная активность во сне.
Здоровый ребенок во время ночного сна совершает до 80 различных движений туловищем конечностями, головой - это повороты с боку на бок, перемещение рук, головы С возрастом общее количество движений уменьшается, но усиливается их пробуждающий эффект.
Причины и последствия расстройства сна у детей.
У детей первого полугодия жизни нарушения сна чаще всего связаны с кишечными коликами, невротизацией при рахите, повышенным внутричерепным давлением. С 5-6 месяцев они могут быть обусловлены трудным прорезыванием зубов. Иногда у детей раннего возраста сбиваются суточные биоритмы и они путают день и ночь. После 2-х лет причинами нарушенного сна могут быть ночные ужасы и ночные кошмары. При ночных кошмарах ребенок просыпается с криком и плачем. Сердцебиение учащено, ребенок не реагирует на родителей. Утром он ничего не помнит, поскольку эти эпизоды происходят во время глубокого сна без сновидений. Ночные ужасы (страхи) также сопровождаются криком и плачем, но ребенок при этом просыпается и рассказывает о страшном сне. Утром он может вспомнить этот сон.
Очень серьезной причиной нарушение сна являются дыхательные расстройства, проявляющиеся периодической задержкой дыхания, храпом и сопровождающиеся беспокойным сном, часто ночным недержанием мочи. Они встречаются у детей всех возрастов, но наиболее часто у дошкольников. Нарушение дыхания приводит к уменьшению насыщения крови кислородом и кислородному голоданию тканей, прежде всего мозга и сердца. Днем такие дети жалуются на головные боли, они постоянно сонливы и в то же время раздражительны. Снижение памяти и нарушение внимания приводят к ухудшению обучения и поведения.
Для возбудимых детей характерно сноговорение, может быть скрежетание зубами. У детей от 5 до 12 лет (чаще у мальчиков) бывает снохождение (лунатизм, сомнабулизм, возникающее в 3-4-й стадиях сна. Ребенок передвигается с открытыми глазами и хорошо ориентируется. Каждый третий эпизод заканчивается пробуждением Некоторые дети возвращаются в постель и утром ничего не помнят. Особыми нарушениями двигательной активности во сне являются качания и биения. При качаниях ребенок резко выбрасывает в стороны руки, тело, голову. При биениях спящий ребенок бьется лицом о подушку, приподнимаясь на руках. Эти явления отражают незрелостъ глубинных структур мозга и обычно с возрастом проходят.
Даже небольшой, но регулярный дефицит сна может быть причиной отставания в развитии функций головного мозга. Дети со сниженным умственным развитием обычно страдают различными нарушениями сна. Плохой сон снижает контроль над эмоциями, но справедливо и обратное - нарушение сна является чувствительным барометром повышенной нервозности напряжения и страха. Систематическое нарушение сна отражается и на иммунитете: недосыпающие болеют чаще и дольше. Экспериментальные животные, лишенные сна, погибают от генерализованных инфекций. Нарушения сна (особенно в первую половину ночи) ощутимо притормаживают рост.