татьяна соловьева
Опыт работы «Детское конструирование»
Тема: Детское конструирование.
Понятие «Конструирование» в переводе с латинского означает создание модели, построение. Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
Публикация «Опыт работы „Детское конструирование“» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Конструирование. Методические разработки
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Вообще детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Детский конструктор –развивает мелкую моторику, усидчивость, внимание, память, образное мышление. Все это помогает в дальнейшем формировать социально-эмоциональные навыки. Конструкторы интересны детям разного возраста, а вот выбрать подходящий вариант с учетом большого предложения на рынке – весьма непростая задача для родителей.
Поэтому дадим некоторые советы в выборе конструктора:
-в конструкторах до 4 лет, желательно, чтобы углы деталей были сглажены, иначе малыш может пораниться;
-деревянные изделия должны быть идеально отшлифованы;
-все конструкторы должны иметь сертификат качества, которые добросовестные продавцы всегда покажут по требованию покупателя;
-неприятный запах от конструктора указывает на некачественный материал, особенно это касается пластиковых и тканевых наборов;
-элементы конструктора должны легко и в то же время прочно соединяться друг с другом;
-возрастные ограничения на упаковке изделия не стоит воспринимать буквально, ведь каждый ребенок развивается по-своему;
-мальчикам больше по душе собирать модели самолетов, машин, трансформеры, роботы. Также они любят конструировать военные крепости, гоночные трассы, пожарные станции. А девочкам больше нравятся модели с людьми, животными, принцессами, гномами и другими персонажами из сказок.
У детей с каждым годом развития, конструкторская деятельность усложняется и совершенствуется. Мы учим наших детей в средней группе № 15, делать более сложные постройки из конструктора, добиваться хорошего качества выполнения сооружений, создавать и созидать.
Детей среднего возраста необходимо научить различать и называть такие строительные детали, как призма, цилиндр, брусок, обратить внимание на то, что пластины бывают разной формы: длинные и короткие, широкие и узкие. В возрасте четырех лет дети уже приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм, и хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение. Опыт конструирования, полученный детьми раньше, дал им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх. Если ранее дети в основном подражали нашим действиям, и воспроизводили постройки по нашему образцу, лишь добавляя некоторые детали, то уже в средней группе дети могут назвать тему постройки, которую собирается сделать, выполняют и делают задуманную конструкцию сами и до конца.
В нашем саду существует множество наборов для детей среднего возраста: настольных, для игр на полу и другие. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов для детей 4-5 лет рекомендуются наборы «Лего», которые имеют более прочные способы соединения, а также пластиковые «Техно», у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек и т. д.
Так на одном из занятий по конструированию мы строили с детьми одноэтажный дом из малого количества деталей, на другом тоже одноэтажный, но более сложный по конструкции, из большего количества деталей, на следующем занятии - двухэтажный. Каждый раз фиксировали внимание на том, что у каждого дома есть определенные части, но они могут быть разной формы, размера и выполняться из разных деталей. Так, постепенно восприятие у детей становилось более целенаправленным и глубоким, у них образовалось устойчивое понимание того, что существует определенная связь между строением предмета и его назначением в жизни. И на данный момент дети могут выполнять постройку домика уже без образца, по предложенным условиям: сделать одноэтажный домик или двухэтажный из деталей предложенных воспитателем.
Во время конструирования даём возможность ребёнку поиграть со своей постройкой, для этого предлагаем детям взять образные игрушки, придумываем разные ситуации, обыгрываем их. Обязательно приучаем детей к аккуратности. Объясняем детям, что все детали надо складывать так, чтобы они занимали мало места: кирпичики, кубики укладывать стопкой, призмы соединять либо в кубы и укладывать стопкой, либо в ряд так, чтобы одни призмы были положены вершиной вверх, а другие - между ними - вниз.
Когда дети занимаются конструированием, сам конструктор стоит на середине стола, для того, чтобы дети учились брать при постройке объекта только те детали, которые им нужны. На столе раскладываем немного больше деталей, чем это нужно для строительства: лишних 2-3 кубика, 2-3 кирпичика и т. д., для того чтобы приучать детей брать только нужное количество. Мы привлекаем детей к подготовке материала, распределению его на столах, к совместной уборке деталей. Всё это приучает детей трудиться коллективно, считаться с товарищами, проявлять заботу о них.
В процессе конструирования формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения, Заключение но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться. А также конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками развивается художественный вкус. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.