Кучукова Анастасия Сергеевна
Консультация для родителей «Если ребенок не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Да/нет, если ребенок не говорит».
Составила: учитель-логопед,
Кучукова А. С.
Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, с каждым годом увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает.
В России сейчас:
В 2017 г. о проблеме увеличения количества речевой патологии заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева. Она призвала регионы увеличить количество ставок школьных психологов и логопедов. По словам министра, на сегодняшний день 58% детей имеют логопедические проблемы. На сегодняшний день число детей с речевыми нарушениями возросло.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребенок не говорит“» размещена в разделах
В 2000х г более подробные исследования проводились в Санкт-Петербурге психолого-педагогическим центром «Здоровье». Обследовали 580 детей подготовительных групп (дети шести лет) из 44 обычных районных детских садов по единой схеме (состояние звукопроизношения, словарный запас, сформированность грамматики и словоизменения, простейший звуковой анализ слов).
«Результаты исследования показали, что дефекты звукопроизношения имелись у 52,5% детей, причем 16,7% из этого числа приходилось на полные звуковые замены, свидетельствующие о неисчезновении «возрастного косноязычия» и являющиеся несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии. Остальные 35,8% составили в основном стертые и выраженные дизартрии.
В отношении состояния звукопроизношения тревожным фактом является и то, что даже в младших группах детских садов теперь не отмечается только «возрастное косноязычие», поскольку почти у каждого третьего ребенка имеют место и патологические формы нарушений звукопроизношения. Так из 145 обследованных детей в возрасте от 3 до 4 лет у 20% отмечалась стертая форма дизартрии у 10,3% механическая дислалия, что в общей сложности составляет 30,3%.
Наряду с этим было выявлено, что у 21,5% детей подготовительных групп отставал от нормы словарный запас, у 25% отмечалась несформированность функции словоизменения (в норме она должна быть сформирована примерно к 4 годам) и 61,6% - функция словообразования (в норме основными способами словообразования ребенок овладевает к началу школьного обучения). Кроме того, даже простейшие формы фонематического анализа слов оказались недоступны 25% обследованных».
Увеличение количества детей с речевыми нарушениями и тяжесть речевых нарушений возрастает с каждым годом. Причин этому много и они разнообразны: увеличение количества вредных привычек у родителей, снижение качества здоровья, плохие экологические условия, осложнения во время беременности и другие.
Родители отмечают нарушения речевого развития уже к одному году, если ребенок не произносит простые слова и звукоподражания. К двум годам, когда ребенок не говорит простой фразой и к трем годам, когда ребенок не может говорить предложениями. К 4-5 годам родители отмечают общую смазанность речи и нарушения звукопроизношения.
Что же делать и не делать, если вы заметили у ребенка недоразвитие речевой функции?
Первое, что нужно сделать, если ваш ребенок не говорит – исключить из своей речи слова «скажи», «повтори», «говори». Если ребенок физически не может произносить слова, не принуждайте его к этому. Лучше стимулировать ребенка к произнесению слогов или звуков через эмоции и позитивное подкрепление.
Второе, что необходимо сделать родителю неговорящего ребенка – обратиться за консультацией к логопеду. Это может быть очная консультация или онлайн, вы зададите специалисту вопросы, которые беспокоят вас в речи ребенка, а логопед, в свою очередь, подскажет вам, как выстроить речевую среду так, чтобы стимулировать развитие речи, какие игрушки лучше выбирать и как ими играть.
Третье, конечно, обратиться к неврологу. Невролог сможет исключить неврологическую симптоматику: нарушения мышечного тонуса, патологические рефлексы, назначит необходимое лечение и при необходимости, отправит к смежным специалистам.
Если к двум годам ребенок не заговорил простыми словами, лучше сразу обратиться за логопедической помощью. Логопед увидит причину, почему ребенок не овладел речевой функцией и составит индивидуальный план коррекции недоразвития речи. Ждать лучше не стоит, так как наиболее благоприятный период для развития речи – 2-2,5 года.
И пятое, что следует сделать родителю неговорящего ребенка – полностью исключить мультфильмы и любое экранное время. Всемирная организация здравоохранения рекомендует полностью ограничить просмотр мультфильмов детям до трех лет, а после трех лет смотреть их не более 20 минут в день. Неограниченное (более 15 минут в день) экранное время перегружает нервную систему ребенка, из-за этого у ребенка нарушается режим дня, появляются истерики, а также появляется зависимость
Дорогие родители! Не упускайте драгоценное время, обращайтесь за консультацией и за помощью сразу, как только вы заметили отклонения от нормального речевого и психического развития.