Ольга Волкова
Формы наставничества в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Коллектив является воспитателем личности.
А. С. Макаренко
«Большие и маленькие наставники»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 99»
Волкова Ольга Евгеньевна (воспитатель)
Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Тема наставничества важна не только во взрослых кругах, но и во взаимодействии детей в разных сферах деятельности. Одним из средств, способствующих позитивной социализации, является организация наставничества между разными возрастными группами в детском саду.
Публикация «Формы наставничества в ДОУ» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
В образовательном и воспитательном процессах очень важна форма наставничества «ребенок-ребенок», но эта модель невозможна и без формы «воспитатель-ребенок». Поэтому необходимо провести с детьми работу по формированию знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, которые необходимы наставнику. Реализация поставленных задач осуществляется через разные формы детской деятельности: беседы, трудовые поручения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, тренинги и другие.
Форма наставничества «ребенок-ребенок» предполагает взаимодействие воспитанников одной образовательной организации, при которой один из детей находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка наставляемого, посильная физическая и временная помощь в адаптации к новым условиям. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым : содействие в улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитии знаний умений и навыков в разных образовательных сферах.
Поэтому в нашей старшей группе общеразвивающей направленности был разработан проект «Помощники», разрабатывая который мы планировали наставничество педагогов, старших дошкольников над детьми младших групп, данная форма наставничества обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом. Данный проект нацелен не только на обогащение знаний младших дошкольников, но и на восприятие старших дошкольников самих себя. Ведь позиция старшего, знающего и умеющего больше и применяющего эти знания для того, чтобы сделать что-то полезное и приятное тем, кто этого сам не может сделать, существенно влияет на представление старших детей о самом себе. Это мотивирует старших ребят приобретать больше полезных знаний, чтобы поделиться ими с малышами. А малышам, в свою очередь, стремиться к знаниям, умениям и опыту старших.
Наставничество является добровольным, детей не заставляют, сами принимают решение и предлагают свою помощь.
Наши «Помощники» наставляли малышей в различных видах детской деятельности: умывание, прием пищи, подготовка к занятиям, одевание, раздевание, организация досуговой деятельности (сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, инсценировки сказок, организация праздников и мероприятий). Эффективность этой работы особенно проявляется в период адаптации младших дошкольников к условиям детского сада: старшие дошкольники инсценировали малышам любимые сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и другие; показывали мастер-класс «Наденем рубашку на куклу Наташу», «Покормим нашу Таню», «Мы помогаем, игрушки собираем».
Большая, и на наш взгляд, важнейшая часть работы по проекту «Помощники» происходила на прогулке. Здесь ключевая роль уделялась формированию основ безопасности. Известно, что наибольшее количество травм происходит именно во время прогулок. Здесь старшие дети выступали в роли наставников во время организации подвижных игр, экскурсий вокруг детского сада, опытно — экспериментальной деятельности с песком, водой, снегом. Малыши, глядя на старших детей, посильно участвовали в трудовой деятельности (сбор сухих листьев, подметание дорожек и прочее). В весенний период, в рамках работы по проекту «Помощники», ребята высаживали цветы в клумбы, ухаживали за ними и любовались результатом своей работы.
При реализации данного проекта мы придерживались строгих правил:
• Общение детей должно быть не чаще чем 2-3 раза в неделю продолжительностью по 25-30 минут.
• Общение должно вызывать только положительные эмоции у обеих сторон.
• Общение старших детей с малышами проходит исключительно на добровольной основе и с согласия родителей (законных представителей).
• Данная работа проводится под строгим контролем педагога-психолога в избежании психологических травм обеих сторон и воспитателей.
Как показала данная практика, опыт взаимодействия детей младшего и старшего возраста способствовал не только их успешной социализации, но и помогал развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становилось более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимали свою значимость, это способствовало формированию у них позиции взрослого, снимало тревожность, ребята становились более внимательными и ответственными, что способствовало формированию школьной готовности.
Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод: наставником может стать любой, главное ответственно и серьезно подойти к данной роли. Ведь возможно для кого-то ты оставишь яркий след в жизни!