Получи документы

Формы наставничества в ДОУ

Ольга Волкова
Формы наставничества в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Коллектив является воспитателем личности.

А. С. Макаренко

«Большие и маленькие наставники»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 99»

Волкова Ольга Евгеньевна (воспитатель)

Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Тема наставничества важна не только во взрослых кругах, но и во взаимодействии детей в разных сферах деятельности. Одним из средств, способствующих позитивной социализации, является организация наставничества между разными возрастными группами в детском саду.

Публикация «Формы наставничества в ДОУ» размещена в разделах

В образовательном и воспитательном процессах очень важна форма наставничества «ребенок-ребенок», но эта модель невозможна и без формы «воспитатель-ребенок». Поэтому необходимо провести с детьми работу по формированию знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, которые необходимы наставнику. Реализация поставленных задач осуществляется через разные формы детской деятельности: беседы, трудовые поручения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, тренинги и другие.

Форма наставничества «ребенок-ребенок» предполагает взаимодействие воспитанников одной образовательной организации, при которой один из детей находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка наставляемого, посильная физическая и временная помощь в адаптации к новым условиям. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым : содействие в улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитии знаний умений и навыков в разных образовательных сферах.

Поэтому в нашей старшей группе общеразвивающей направленности был разработан проект «Помощники», разрабатывая который мы планировали наставничество педагогов, старших дошкольников над детьми младших групп, данная форма наставничества обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом. Данный проект нацелен не только на обогащение знаний младших дошкольников, но и на восприятие старших дошкольников самих себя. Ведь позиция старшего, знающего и умеющего больше и применяющего эти знания для того, чтобы сделать что-то полезное и приятное тем, кто этого сам не может сделать, существенно влияет на представление старших детей о самом себе. Это мотивирует старших ребят приобретать больше полезных знаний, чтобы поделиться ими с малышами. А малышам, в свою очередь, стремиться к знаниям, умениям и опыту старших.

Наставничество является добровольным, детей не заставляют, сами принимают решение и предлагают свою помощь.

Наши «Помощники» наставляли малышей в различных видах детской деятельности: умывание, прием пищи, подготовка к занятиям, одевание, раздевание, организация досуговой деятельности (сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, инсценировки сказок, организация праздников и мероприятий). Эффективность этой работы особенно проявляется в период адаптации младших дошкольников к условиям детского сада: старшие дошкольники инсценировали малышам любимые сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и другие; показывали мастер-класс «Наденем рубашку на куклу Наташу», «Покормим нашу Таню», «Мы помогаем, игрушки собираем».

Большая, и на наш взгляд, важнейшая часть работы по проекту «Помощники» происходила на прогулке. Здесь ключевая роль уделялась формированию основ безопасности. Известно, что наибольшее количество травм происходит именно во время прогулок. Здесь старшие дети выступали в роли наставников во время организации подвижных игр, экскурсий вокруг детского сада, опытно — экспериментальной деятельности с песком, водой, снегом. Малыши, глядя на старших детей, посильно участвовали в трудовой деятельности (сбор сухих листьев, подметание дорожек и прочее). В весенний период, в рамках работы по проекту «Помощники», ребята высаживали цветы в клумбы, ухаживали за ними и любовались результатом своей работы.

При реализации данного проекта мы придерживались строгих правил:

• Общение детей должно быть не чаще чем 2-3 раза в неделю продолжительностью по 25-30 минут.

• Общение должно вызывать только положительные эмоции у обеих сторон.

• Общение старших детей с малышами проходит исключительно на добровольной основе и с согласия родителей (законных представителей).

• Данная работа проводится под строгим контролем педагога-психолога в избежании психологических травм обеих сторон и воспитателей.

Как показала данная практика, опыт взаимодействия детей младшего и старшего возраста способствовал не только их успешной социализации, но и помогал развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становилось более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимали свою значимость, это способствовало формированию у них позиции взрослого, снимало тревожность, ребята становились более внимательными и ответственными, что способствовало формированию школьной готовности.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод: наставником может стать любой, главное ответственно и серьезно подойти к данной роли. Ведь возможно для кого-то ты оставишь яркий след в жизни!

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Базовые формы оригамиБазовые формы оригами Большинство поделок в стиле оригами основывается на базовых формах. Базовые формы - это определенные заготовки, которые помогают быстро.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация «Формы работы с семьёй» Формы работы с семьей Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных.

Малые формы нестандартного спортивного оборудования Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему: "МАЛЫЕ ФОРМЫ НЕСТАНДАРТНОГО СПОРТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАК УСЛОВИЯ.

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.

Новые формы работы с родителямиНовые формы работы с родителями Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту» Подготовительная группа Предварительная работа: - Совместно с детьми изготовить.

Педсовет в ДОУ нетрадиционной формыПедсовет в ДОУ нетрадиционной формы Чтобы активировать работу педагогов на педагогических советах применяются нетрадиционные формы: деловая игра, КВН и многие другие. В этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы наставничества в ДОУ
Опубликовано: 30 сентября 2023 в 15:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы наставничества в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Волкова (УИ 1021618) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД