Людмила Гусейнова
Актуальные проблемы современных исследований в психологии
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
Гусейнова Л. Н.
СОШ п. Сосновка Белоярский район ХМАО-Югра Тюменская область
В статье в качестве значимых психологических проблем выделены и рассмотрены проблемы развития самосознания старших дошкольников и недостаточного внимания родителей к формированию у будущих первоклассников коммуникативных умений.
Публикация «Актуальные проблемы современных исследований в психологии» размещена в разделах
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, самосознание, игра, коммуникативные умения, самооценка.
Психологические особенности дошкольного возраста находятся в центре внимания современных специалистов, поскольку в этот период наблюдается стремительное развитие ребенка, происходит его физическое и психологическое становление. Одной из важных задач, стоящих перед семьей старшего дошкольника, является его подготовка к школе. В научной литературе подчеркивается, что подавляющее большинство родителей выбирают когнитивное развитие в качестве основного критерия готовности будущего первоклассника к школе. Старший дошкольник посещает дополнительные занятия, развивающие кружки, систематически занимается письмом, чтением, устным счетом, что требует напряженного умственного труда, удержания рабочей позы.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что родители не принимают во внимание тот факт, что обучение в начальной школе предполагает прежде всего формирование умения построения таких взаимоотношений, которые будут соответствовать нормам общения между учителем и учеником, учеником и одноклассниками, отвечать задачам образовательного процесса. В начальной школе наблюдается трансформация всей привычной системы взаимоотношения между детьми и педагогом, меняется самоощущение. Учеба становится основной и обязательной общественно-значимой деятельностью, гармоничное выполнение которой зависит от степени сформированности системы построения социальных отношений. Младшие школьники сотрудничают друг с другом, прежде всего, как представители определенной социальной общности – «учащиеся». Общение с учителем и одноклассниками обязательно строится на соблюдении целого ряда правил.
Именно поэтому одной из проблем, которая анализируется современными специалистами, является проблема развития самосознания у старших дошкольников. Грушева О. А. замечает, что самосознание – это сложная психологическая структура, это осознание и оценка личностью своих действий и результатов, мыслей, оценка себя и своего места в жизни [1]. Помимо когнитивного развития старшего дошкольника родителями недостаточно времени уделяется формированию адекватного и здорового самосознания дошкольника и будущего первоклассника для его полноценного взаимодействия в коллективе, успешной социализации и усвоения норм межличностного общения, что предполагает овладение навыками построения социальных отношений. В этой связи в старшем дошкольном возрасте важно создать устойчивую базу для дальнейшего личностного развития в коллективе, что невозможно без самосознания.
Основным способом приобретения знаний о себе является деятельность, которая в дошкольном детстве характеризуется как игровая. Игры выступают актуальным и эффективным средством развития самосознания, социальных отношений старших дошкольников, активизации умственной активности, формирует у старших дошкольников живой и устойчивый интерес к процессу познания. Игровая деятельность облегчает процесс обретения навыков, которые трудно усваиваются в ходе повседневного общения. Это позволяет значительно повысить самооценку, положительно сказывается на самовосприятии ребенка [2]. Увлекательный материал стимулирует работоспособность, вызывает положительное отношение к подобным средствам обучения. Совершенствуется наблюдение, память, внимание, происходит познание окружающей действительности, формируется представление о собственных интересах, знаниях, талантах. Любое нарушение модели построения самосознания в дошкольном возрасте негативным образом отразится на дальнейшей жизни и обучении ребенка, который может стать замкнутым, молчаливым, нерешительным и застенчивым или, наоборот, будет провоцировать и конфликтовать, выступая против следования правилам социальных отношений.
Эльконин Д. Б. отмечает, что «игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [3]. По мнению автора данной работы, наиболее полное определение представлено у Полльякова Н. Н., считающего, что игра – это «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением [4]. Специфика игры состоит в том, что, являясь отдыхом, развлечением, она может превратиться в модель человеческих отношений, проявляющихся в воспитании, трудовой деятельности, стать терапевтическим и творческим инструментом.
Функции игры в контексте развития самосознания детей дошкольного возраста таковы:
Социокультурное назначение игры. Игра представляет собой эффективное средство социализации дошкольника, поскольку так усваиваются нормы, духовные ценности, знания, присущие группе сверстников, обществу, происходит становление самосознания, выявляются личностные особенности. Спонтанные процессы, которые рождаются в ходе игры, также положительно сказываются на самосознании детей.
Функция коммуникации. Дошкольники, инициируя игровую деятельность, познают не только разные ситуации жизни, учатся правилам решения сложных ситуаций, не прибегая к агрессивности, но в тоже самое время воспринимают себя через общение с другим человеком.
Коммуникативная функция. Игра вводит дошкольника в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей развития самооценки, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Функция коррекции в игре. Цель и процесс игры объединяют дошкольников в единую группу, следовательно, в ходе игры происходит развитие положительных сторон характера, осознаются его отрицательные стороны, развиваются природные задатки и способности.
Развлекательная функция игры проявляется в ощущении радости от благоприятной атмосферы, комфорта, что стабилизирует внутреннее состояние дошкольника.
Второй проблемой, которая связана с самосознанием в дошкольном возрасте, является невнимание родителей к развитию коммуникативных умений дошкольника. Осознанные коммуникативные действия дают возможность строить и управлять собственным поведением, проявлять себя как личность. Формирование коммуникативных умений также происходит в процессе игры как наиболее доступной модели общения старших дошкольников.
Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения, ориентироваться в ситуации общения, соотносить средства вербального и невербального общения.
Группа регуляционно-коммуникативных умений включает в себя умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; применять индивидуальные умения, доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, оценивать результат общения.
Группа аффективно-коммуникативных умений основываются на способности оценивать эмоциональное поведение, проявлять заботу к партнерам по общению, сопереживать, демонстрировать отзывчивость и чуткость, делиться настроением, интересами и переживаниями. Данные коммуникативные умения имеют принципиальное значение для формирования самосознания детей дошкольного возраста.
Для развития коммуникативных умений дошкольника специалисты советуют использовать сюжетные подвижные игры, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, в которых он творчески перевоплощается, изображая какое-либо животное, например. Так происходит развитие самооценки, избавление от страхов, комплексов и т. д.
Несюжетные подвижные содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Например, можно использовать игры с предметами, игры-эстафеты, игры с элементами соревнований, ловишки, перебежки. Благодаря таким играм ребенок раскрывает особенности своего характера.
Итак, самосознание представляет собой отношение к себе, и его основы закладываются именно в дошкольном возрасте.
Библиографический список
1. Грушева, О. А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте [Текст] / О. А. Грушева // Наука и современность. – 2015. – №37-1. – С. 151-155.
2. Васильева, В. Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте [Текст] / В. Ю. Васильева // Молодой ученый. – 2018. – №19. – С. 366-367.
3. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / В. Ю. Эльконин. – М. : Педагогика, 1978. – 360 с.
4. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет [Текст] / Н. Н. Поддьяков. – М. : ТЦ «Сфера»; СПб. : Речь, 2010. – 137 с.