Солодова
Консультация «Адаптация первоклассника»
Создание условий для адаптации первоклассника
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других – одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Публикация «Консультация „Адаптация первоклассника“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Причины школьной дезадаптации
Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.
Основные причины трудности адаптации в школе :
1. Несформированность «внутренней позиции школьника», представляющий собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне (Божович Л. И., 1968). При таких трудностях необходимо чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать.
2. Слабое развитие произвольности – основная причина неуспеваемости в первом классе. Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью: - умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; - умение ориентироваться на заданную систему требований; - умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; - умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Фактически эти параметры и являются тем нижним уровнем актуального развития произвольности на который опирается обучение в первом кассе.
3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации. Она складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения и в тоже время обеспечивает необходимый уровень произвольности.
4. Общение с учителем (понимание позиции учителя и условного смысла вопросов учителя).
5. Недостаточно развитая способность ребенка к взаимодействию с другими детьми. Общение со сверстником теснейшим образом связано с таким важнейшим элементом учебной деятельности, как учебное действие. В группу риска относятся дети, не посещавшие детский сад и у единственных в семье детей.
6. Заниженная самооценка. Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей.
7. Завышенные требования со стороны родителей.
8. Низкий уровень состояния здоровья и уровень физиологического развития. К этой группе можно отнести детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивных, леворуких детей, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, и детей тревожных, нервных, неуверенных, ставшими такими под влиянием семейных отношений.
Классному руководителю необходимо реализовать программу адаптации первоклассников к школьному обучению, учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения.
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
- как можно скорее познакомить детей друг с другом, показать, что каждый ребенок ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события и т. п;
- начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;
- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
- обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
- использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
- оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
- приучение к режиму дня и соблюдению санитарно- гигиенических норм.
Нужно также постоянно контролировать состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки – это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к системному обучению.
Большое значение имеет просветительская работа с родителями. Готовиться к новой роли — родителей ученика — необходимо и взрослым. Нельзя резко менять свои требования к ребенку. Важно, чтобы самооценка ребенка не повисала в воздухе, не была выдуманной, идеальной, надо, чтобы она была подкреплена чем-то реальным. Он должен знать, что он многое может и многое умеет (а что-то - даже лучше, чем другие, например, рисовать, лепить, петь, читать стихи и т. п.).
Только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности и легко адаптироваться к началу школьной жизни.