Альфира Сафиуллина
Развитие и активизация речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие и активизация речи детей раннего возраста»
Статья
Сафиуллина А. А.
МДОУ №8 детский сад «Золотая рыбка»
г. Стрежевой, 2010 год
Развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и её дефекты у детей старшего дошкольного возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.
Публикация «Развитие и активизация речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития пассивной и активной речи детей раннего возраста является актуальной в настоящее время. Своевременные и правильно подобранные мероприятия в речевом развитии детей раннего возраста - это необходимое условие для дальнейшего его развития.
Игра является основным видом деятельности детей раннего возраста. Процесс игры дети часто сопровождают словами, а иногда и фразами. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Наиболее доступны игры на звукоподражание и развитие артикуляционного аппарата, повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их, но и упражняется в правильном произнесении звуков и слов, тем самым укрепляет артикуляционный аппарат. Кроме того, развитию речевых центров мозга способствуют игры на действия ребенка пальчиками: рисование пальчиком, игры с песком, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, бусы, мелкие игрушки; массаж кистей и пальцев рук. Замечательным средством развития речи детей, по мнению великого русского педагога К. Д. Ушинского, является русское народное слово: потешки, песенки, стихи, сказки, прибаутки.
Взрослые, общаясь с ребенком, употребляют связную речь. Воспринимая эту речь, ребенок сам вычленяет из нее отдельные звуки, слова и грамматические формы. Но отдельные компоненты речи - звуки, слова, грамматические формы - еще не речь. Взрослые в силах помочь детям усвоить речь. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые он часто слышит. Вот почему с детьми нужно говорить постоянно, но говорить четко, немногословно, так, чтобы малыш понимал, что данное слово служит для обозначения определенного предмета. Говорить надо медленно, выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент: надень рубашку, принеси тапочки, возьми лопатку, совок, закрой шкафчик, ешь кашу, пей молоко, подай машину, подай пожарную машину, отойди от окна и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребенок и слышал слово, и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого. При разговоре ребенок часто смотрит на педагога и сам шевелит губами.
Задача воспитателя:
*Удовлетворять потребность ребёнка в общении;
*Совершенствовать понимание речи взрослого;
*Развивать умение подражать слогам и легким по произношению словам.
Если малыш отвечает на вопросы какой-нибудь вокализацией, пусть даже она далека от правильного произнесения слова, то с ним следует согласиться, повторив отрабатываемое слово. Дать возможность ребенку сопоставить слова, произнесенные им и воспитателем, и ощутить различия между ними. Например: Кто это? (звуковая реакция ребенка). – Правильно, собачка. Одно и то же слово необходимо повторять несколько раз в различных вариациях. Это помогает ребенку членить высказывания, выделять в нем слова и осознавать их смысл. Например: Посмотри, это кошка. Хорошая кошка. Возьми кошку. Кошка упала. Дай мне кошку. Красивая кошка.
Работу с детьми полутора лет по развитию связной речи нужно начинать с использования приёмов невербального общения и постепенно переходить от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств, слов и звукосочетаний. Воспитывать умение прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия, понимать слова «нельзя», «можно» и правильно на них реагировать.
Задаваемые взрослым вопросы к ребенку от года до двух лет, в целом не являются собственно вопросами - это скрытое побуждение к определенному действию, например, «Где собачка?», «Где у Кати глазки?», «Как мячик прыгает?», «Как нюхаем цветочки?». Их цель - не получение информации от ребенка - а расширение его представлений о мире и развитие речи ребёнка. Вопросы позволяют отследить, насколько успешно идёт этот процесс.
Содержательное общение взрослого с ребенком, детей друг с другом во второй год жизни позволяет: целенаправленно обогатить словарь детей. Ребенок учится называть реальные предметы, явления, их изображения, находить и называть некоторые части хорошо знакомых объектов, обозначать словами свои и чужие действия, находить знакомое изображение из трех-четырех предлагаемых картинок.
К двум годам дети, как правило, имеют в своем активе 300 слов. Дети обозначают: названия предметов окружающих их; названия признаков, обозначающих цвет (зеленый огурчик, желтое солнышко); величину (большая пирамида); свойство предмета (теплая кофточка, пушистый котенок); названия действий, понятных им: спать, принести, подать и прочее.
Ребенок говорит о себе, употребляя местоимения «Он», «Она» или называет себя по имени. С двух летнего возраста дети говорят о себе от первого лица, то есть «Я».
Задача воспитателя:
* Расширить знакомство детей с окружающим миром и на этой основе обогащать их словарный запас;
* Формировать умение произносить не только отдельные слова, но и простые фразы; отвечать на несложные вопросы;
* Способствовать появлению в речи первых слов-обобщений.
Работа по развитию речи детей третьего года жизни разнообразнее, чем на первом году. Речевые умения у ребенка формируются во время разговора его с взрослыми, в процессе бытового общения ( режимных моментов: кормления, умывания, одевания, прогулок и т. д., во время игр, во время чтения художественных произведений, инсценировок, в показе кукольного, настольного, пальчикового театров, на специальных занятиях, организуемых педагогом.
На третьем году жизни ребенок осваивает основную форму речевого общения - диалог. Он учиться высказываться, задавать вопросы, ожидать ответа, обращаться к окружающим с просьбой и предложениями. Происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых предметов быта; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет); начинает согласовывать прилагательные с существительными; использует бессоюзные сложносочиненные предложения. В общении с взрослыми малыш все реже и реже использует в своей речи звукоподражательные слова, простые предложения, переходит на диалог.
Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры, действий с пальчиковым театром он нередко сопровождает тон действия словами, а иногда и целыми фразами.
Задача воспитателя:
*Развивать произносительную сторону речи;
* Совершенствовать словарь;
* Развивать грамматические навыки устной речи;
* Способствовать развитию связной речи.
Успеха в развитии речи детей можно добиться лишь при использовании всех моментов жизни ребенка: бытовые ситуации, режимные процессы, занятия, игры, прогулки, драматизации, чтение художественной литературы и так далее.
Подобранный и разработанный мною материал для детей раннего возраста рассчитан на развитие, как пассивной, так и активной речи :
• игры на звукоподражания
• игры с игрушками
• игры с пальчиковым театром
• настольный театр
• потешки
• импровизации
Убеждаюсь, что своевременные и правильно подобранные мероприятия в речевом воспитании детей – необходимое условие для дальнейшего его развития. Ребенок самостоятельно не может овладеть речью. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
Список литературы:
1. Бондаренко Е. А. автор и сост. Развивающие игры для детей от года до трех. – М. : ООО «Издательство АСТ», Донецк: «Сталкер», 2003. – 155, [5] с. – Здоровый ребенок.
2. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Кн. Для воспитателя дет. Сада/А. М. Фокарев, С. Л. Новоселова, Л. И. Калан и др. ;/ Под ред. М. Н. Павловой. – М. : Просвещение, 1986. 176 с.
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада /В. В. Гербова, Р. Г. Казакова и др. ; под ред. Г. М. Ляминой. – М. : Просвещение, 1981. – 224 с. с ил. (Б-ка воспитателя дет. сада).
4. Гербова В. В., Максакова А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы)».
5. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 216 с.
6. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для детей и педагогов. / Ярославль: «Академия развития», 1977 – 240 с., ил.
7. Кольцова М. «Ребенок учится говорить» - М. : Сов. Россия, 1979.
8. Павлова Л. Н. Организация жизни и культуры воспитания детей в группах раннего возраста : практ. пособие/Л. Н. Павлова. - 2-е изд. -М. : Айрис – пресс, 2007.-208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
9. Павлова Н. Л., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство : познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 152 с.
10. Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. Изд. 3-е, доп. М., «Просвещение» 1970. 136 с. с ил.
11. Печора К, Л., Пантюхин Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
12. Развитие речи детей дошкольного возраста; Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984.- 223 с., ил.
13. Развитие ребенка раннего возраста : Г. М. Лямина. – М. : Айрис- пресс, 2005. – 96 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
14. Развитие детей раннего возраста : Анализ программы дошкольного образования М. : ТЦ Сфера,2009, 128 с. - (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
15. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М; Издательство Института Психотерапия; 2001 – 240 с.
16. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 1977.