Департамент труда и социальной защиты
Стать осознаннее помогают подросткам в столичных семейных центрах
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
С начала года в семейных центрах Москвы провели 8,5 тысячи психологических мастер-классов для подростков, на которых они научились понимать себя – анализировать эмоции, тренировать внимание к деталям, развить наблюдательность, проверять поступающую информацию. Подробнее об этом рассказывает психолог семейного центра «Берегиня» Анастасия Заболотная.
Специалисты столичных семейных центров оказывают помощь родителям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, проводят психологические консультации, налаживают детско-родительские отношения, оказывают правовую помощь, проводят тренинги и развивающие занятия. Для разрешения семейных и супружеских конфликтов в центрах создана служба медиации.
Публикация «Стать осознаннее помогают подросткам в столичных семейных центрах» размещена в разделах
В семейный центр обратилась Лариса, мама 15-летнего Максима. Женщину беспокоило, что сын стал сильно уставать, тяжело просыпаться по утрам и отказываться проводить время с семьей.
Лариса рассказала специалисту, что Максим уже 8 лет занимается в спортивной секции и имеет высокие результаты. Отец видел его дальнейшее развитие в этой сфере. По неизвестной причине мальчик начал пропускать тренировки. Родители стали больше контролировать подростка, но ситуация не улучшалась.
Максиму предложили посещать консультации с психологом. На встречах мальчик поделился, что он старается и много сил отдает тренировкам, но улучшить результаты не получается.
В личной беседе специалист выяснила, что Максим занимается спортом, не задумываясь, нравится ему это или нет. Про свои награды и достижения подросток говорит равнодушно и сдержанно. На одном из занятий мальчик рассказал, что в любое свободное время он рисует.
«Я этому нигде не учился. Это мое хобби. Но родители и друзья не считают рисование серьезным занятием. Знакомый, который ходит в художественную школу, как-то увидел мои работы и высоко оценил. Он пригласил меня в компанию друзей со схожими интересами. Я начал проводить свободное время с ними, и занятие спортом отошло на второй план. Обсуждение искусства стало для меня глотком свежего воздуха. Я впервые почувствовал себя на своем месте», – сказал Максим.
Из-за контроля родителей мальчик снова сфокусировался на спорте, но исчезла мотивация улучшать результаты. Подросток стал хуже чувствовать себя эмоционально.
Благодаря работе с психологом ситуация в семье улучшилась. Специалист помог родителям научиться слушать и принимать желания своего сына, обращать внимание на его интересы и увлечения. Мама с папой пересмотрели методы воспитания, взяли за основу новые навыки внутрисемейного взаимодействия, научились находить компромиссы. Помимо спортивной секции Максим стал ходить на курсы цифрового рисования. Мальчик не захотел отказываться от тренировок, но уменьшил их количество.
За время занятий с психологом подросток научился понимать себя, контролировать эмоции, расставлять приоритеты и планировать будущее. Максим стал осознаннее относиться к своей жизни, а родители смогли принять его выбор. Рисование для мальчика – это его ресурс для достижения внутренней гармонии. Через месяц повысились результаты в спорте.
«В подростковый период дети осваивают новые социальные роли. Порой мнение окружающих преобладает над собственными желаниями. Это происходит неосознанно, поэтому важно пробовать разные виды деятельности, развивать самостоятельность, учиться понимать себя, свои эмоции и выстраивать личные границы», – говорит Анастасия Заболотная.
Для повышения осознанности психолог советует несколько приемов:
Тренируем внимание. От того, как долго дети смогут следить за предметом, зависят качество и эффективность их обучения. Для этого можно использовать, например, такое упражнение: выберите в комнате пять предметов. Посмотрите по очереди на каждую вещь. Закройте глаза, представьте эти предметы в деталях и мысленно переводите взгляд с одного на другой.
Задаем себе вопросы. Подростку стоит чаще ставить перед собой вопрос: «Зачем я это сейчас делаю?» Он должен четко понимать свои действия и то, к какому результату они приведут.
Фильтруем и проверяем информацию. Следует выработать привычку проверять всю поступающую информацию. Чем раньше подростки этому научатся, тем яснее будет их мировоззрение.
Замедляем скорость реакции. Подростки часто импульсивно реагируют на ситуации. Чтобы не совершать необдуманных поступков, следует научиться отделять реакцию от события. Можно попробовать упражнение «Правило четырех секунд». В течение этого времени сделайте вдох, выдох и переведите внимание на сам процесс дыхания. Сначала это может показаться сложным, но постепенно вы научитесь контролировать свои эмоции.
Медитируем. Достаточно в тишине на протяжении 10 минут сконцентрировать свое внимание на дыхании, предмете, звуке или огне.
Записываем свои мысли в дневник. Заполняя письменно тетрадь или дневник, мы лучше анализируем свои чувства, эмоции. Быстрее приходим к осознанию происходящего. Следует подробно описывать действия, цели, чтобы понять, действительно ли они были необходимы.
Тренировать наблюдательность. Посмотреть на проблему с разных сторон и найти нестандартные пути решения может помочь наблюдение. С его помощью мы анализируем собственную жизнь и окружающий мир, замечаем детали и понимаем причинно-следственные связи.
Справочно
Для поддержки московских семей работают 25 городских организаций помощи родителям с детьми: 22 семейных центра, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Подробную информацию об услугах центра можно узнать на портале «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, с ним свяжутся и проконсультируют в течение одного рабочего дня.