Приложение МААМ

Средства этнокультурного воспитания дошкольников

Наталья Кутикина
Средства этнокультурного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Средства этнокультурного воспитания дошкольников

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Публикация «Средства этнокультурного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что происходит через этнокультурную направленность образования.

Одними из своих принципов ФГОС ДО определяет:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

• приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;

• гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;

• формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.

Наиболее ценой для воспитания и обучения ребёнка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребёнка. Его способности мыслить образами и выражать своё отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности, наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие :

1. Народная игровая культура.

2. Устное народное творчество.

3. Декоративно — прикладное искусство разных народов.

4. Поликультурное пространство музея.

Основными средствами этнокультурного воспитания являются :

1. Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок.

Всё это обеспечивает накопление ребёнком представлений о расовом и этническом составе нашей планеты, нашей Родины, страны, особенностях этнической культуры, возбуждение и проявление интереса к содержанию собранного материала.

2. Знакомство детей с устным народным творчеством, народными игрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками способствует воспитанию интереса к культуре родной страны, своего этноса, других народов и национальностей, углубляет опыт познания ребёнком причин различия и сходства этнических культур, обеспечивает возможность отражения полученных знаний в разных видах деятельности.

Знакомство детей с наиболее яркими и доступными знаками, символами, элементами традиционной культуры (блюдами национальной кухни, одеждой, предметами быта, музыкальными инструментами, игрушками) помогает понять, как устроен образ жизни одного народа по сравнению с другим. Постепенно ребёнку становится понятно, почему в играх, произведениях народного творчества разных народов присутствуют определённые предметы, животные, совершаются определённые действия. Такое знакомство помогает установить связи между названием и происхождением конкретных вещей, вызывает интерес у детей и стремление к дальнейшему познанию. Так, например, детям можно объяснить, как природные условия влияют на хозяйственную деятельность человека, а затем находят отражение в детских играх. Можно объяснить, что у народов, живущих в средней полосе России, на юге и занимающихся земледелием, соответственно были игры, связанные с этим видом хозяйственной деятельности — «Редька», «Лён», в которых отразились этапы роста той или иной культуры. В других странах, например в Японии и Китае, известны игры, сопровождающие процессы сева риса, в которых участвуют и дети и взрослые. На Крайнем Севере наиболее распространены игры, связанные с оленеводством и охотой. В Бурятии традиционные игры связаны с разведением коней «Табун»

3. Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций, помогает активизировать мыслительные процессы, воспитывает умение в процессе общения находить выход из ситуации с учетом различных мнений, формирует толерантность.

4. Метод проектов углубляет интерес ребёнка к этнической проблематике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности: «Деды Морозы разных стран», «Празднование Нового года в разных странах», «Жилище разных народов», «Национальные костюмы мира», «Собирание коллекций (матрёшек, неваляшек, кукол народов мира, «Создание мини — музеев в групповых комнатах», «Создание музея (музейной студии)в самом ДОУ» с рисунками, поделками, рассказами детей о различной национальной принадлежности.

5. Праздники, (в том числе народные обрядовые, театрализовано — музыкальные развлечения, совместные семейные вечера подводят итог рассмотрения темы; активного участия всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей, становлению толерантных отношений.

6. Сравнительный анализ народных игр и игрушек, произведений народного творчества.

Примером может послужить японская неваляшка дарума и брендовая котовская пластмассовая неваляшка

7. Музей как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам благодаря наглядно представленным музейным экспонатам.

Музей служит уникальным незаменимым проводником в мир истории и культуры. Включение музейной педагогики в систему этновоспитания детей дошкольного возраста позволяет решить проблему удаленности детского сада от культурных центров города, дополняет и обогащает педагогический процесс новыми формами организации творческой деятельности, современным содержанием с учетом историко-культурного наследия региона.

8. Игры — путешествия по глобусу, карте мира, карте родной страны, доступное средство этнокультурного воспитания, помогающее познакомиться с другими культурами.

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.

Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

Публикации по теме:

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Анкета для родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет нам выявить проблемы музыкального воспитания.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Конспект НОД на основе крымскотатарского этнокультурного состава в младшей группе «Моя семья» Тема: «Моя семья» - «Меним къорантам». Цель: продолжать формировать представление детей о семье и ее членах. Задачи: Образовательные: Учить.

Окружающая среда при формировании экономического воспитания дошкольников Содержанием экономически воспитывающей среды выступают: • предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны, •.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Оформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольниковОформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Патриотическое воспитание дошкольников является важнейшим нравственным качеством. В своей группе я оформила.

Плакат «Средства тушения пожара и подборка загадок по пожарной безопасности для дошкольников»Плакат «Средства тушения пожара и подборка загадок по пожарной безопасности для дошкольников» 1. В Москве ли, в Заполярье Пожар всегда потушит, Спасёт людей (пожарный). 2. Всех на свете я сильнее, Всех на свете я смелее, Никого.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства этнокультурного воспитания дошкольников
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 19:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Средства этнокультурного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кутикина (УИ 291447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД