Наталья Кутикина
Средства этнокультурного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Средства этнокультурного воспитания дошкольников
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.
Темочки:
Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что происходит через этнокультурную направленность образования.
Одними из своих принципов ФГОС ДО определяет:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:
• приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
• гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
• формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.
Наиболее ценой для воспитания и обучения ребёнка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребёнка. Его способности мыслить образами и выражать своё отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности, наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие :
1. Народная игровая культура.
2. Устное народное творчество.
3. Декоративно — прикладное искусство разных народов.
4. Поликультурное пространство музея.
Основными средствами этнокультурного воспитания являются :
1. Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок.
Всё это обеспечивает накопление ребёнком представлений о расовом и этническом составе нашей планеты, нашей Родины, страны, особенностях этнической культуры, возбуждение и проявление интереса к содержанию собранного материала.
2. Знакомство детей с устным народным творчеством, народными игрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками способствует воспитанию интереса к культуре родной страны, своего этноса, других народов и национальностей, углубляет опыт познания ребёнком причин различия и сходства этнических культур, обеспечивает возможность отражения полученных знаний в разных видах деятельности.
Знакомство детей с наиболее яркими и доступными знаками, символами, элементами традиционной культуры (блюдами национальной кухни, одеждой, предметами быта, музыкальными инструментами, игрушками) помогает понять, как устроен образ жизни одного народа по сравнению с другим. Постепенно ребёнку становится понятно, почему в играх, произведениях народного творчества разных народов присутствуют определённые предметы, животные, совершаются определённые действия. Такое знакомство помогает установить связи между названием и происхождением конкретных вещей, вызывает интерес у детей и стремление к дальнейшему познанию. Так, например, детям можно объяснить, как природные условия влияют на хозяйственную деятельность человека, а затем находят отражение в детских играх. Можно объяснить, что у народов, живущих в средней полосе России, на юге и занимающихся земледелием, соответственно были игры, связанные с этим видом хозяйственной деятельности — «Редька», «Лён», в которых отразились этапы роста той или иной культуры. В других странах, например в Японии и Китае, известны игры, сопровождающие процессы сева риса, в которых участвуют и дети и взрослые. На Крайнем Севере наиболее распространены игры, связанные с оленеводством и охотой. В Бурятии традиционные игры связаны с разведением коней «Табун»
3. Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций, помогает активизировать мыслительные процессы, воспитывает умение в процессе общения находить выход из ситуации с учетом различных мнений, формирует толерантность.
4. Метод проектов углубляет интерес ребёнка к этнической проблематике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности: «Деды Морозы разных стран», «Празднование Нового года в разных странах», «Жилище разных народов», «Национальные костюмы мира», «Собирание коллекций (матрёшек, неваляшек, кукол народов мира, «Создание мини — музеев в групповых комнатах», «Создание музея (музейной студии)в самом ДОУ» с рисунками, поделками, рассказами детей о различной национальной принадлежности.
5. Праздники, (в том числе народные обрядовые, театрализовано — музыкальные развлечения, совместные семейные вечера подводят итог рассмотрения темы; активного участия всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей, становлению толерантных отношений.
6. Сравнительный анализ народных игр и игрушек, произведений народного творчества.
Примером может послужить японская неваляшка дарума и брендовая котовская пластмассовая неваляшка
7. Музей как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам благодаря наглядно представленным музейным экспонатам.
Музей служит уникальным незаменимым проводником в мир истории и культуры. Включение музейной педагогики в систему этновоспитания детей дошкольного возраста позволяет решить проблему удаленности детского сада от культурных центров города, дополняет и обогащает педагогический процесс новыми формами организации творческой деятельности, современным содержанием с учетом историко-культурного наследия региона.
8. Игры — путешествия по глобусу, карте мира, карте родной страны, доступное средство этнокультурного воспитания, помогающее познакомиться с другими культурами.
Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.
Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.