Марина Шамина
Среднесрочный проект в группе раннего возраста «Наш весёлый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дети раннего и младшего дошкольного возраста не имеют представления о растениях, о том, где они растут, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он познанает мир. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Публикация «Среднесрочный проект в группе раннего возраста „Наш весёлый огород“» размещена в разделах
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими понятна. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, формирование умений, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель проекта : Формирование экологической культуры у детей и их родителей; создание условий для познавательного развития детей; расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды и тепла в жизни человека, растений; создание условий для участия детей в трудовой деятельности.
Задачи проекта :
Для работы с детьми
Обучающие:
• Формировать элементарные представления как выращиваются огородные растения.
• Формировать знания о значении воды в жизни человека, животных, растений.
• Формировать желание ухаживать за огородными растениями : вовремя полить, рыхлить почву.
Развивающие:
- Расширять представления детей о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
-Способствовать взаимодействию семьи и ДОУ.
• Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
- беседы о значении овощей в жизни человека;
- опытно-экспериментальную деятельность.
• Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
• Развивать трудовые навыки.
Воспитывающие:
• Воспитывать бережное отношение к растениям, трудолюбие.
• Воспитывать желание помогать взрослым.
Для работы с родителями
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Тип проекта : Среднесрочный
Участники проекта : воспитатель, нянечка, родители и дети группы раннего возраста.
Предполагаемый результат:
Для детей: Развить умение правильно пользоваться лейкой, сажать семена в грядку и засыпать их землей, сбор урожая. Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; Создание необходимых условий на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, самореализация.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, лейки с водой, грабельки.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный (1 неделя) :
- определение цели и задач проекта,
- сбор информационного материала,
- создание условий для организации работы
- составление плана по организации детской деятельности.
2. Основной (или этап реализации проекта) (3 недели) :
проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
3. Заключительный (2 недели) :
1. Выставка рисунков детей, презентация проекта; постановка сказки «Репка»
2. Рассматривание урожая: стебель, корень, листочки, корнеплод.
Реализация проекта
1 этап – подготовительный
Беседа с родителями «Наш веселый огород» :
- Обсудить цели и задачи проекта;
- Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимых атрибутов;
- Создать условия для реализации проекта «Наш весёлый огород».
2 этап – основной
а.) Знакомство и закрепление представлений об овощах и фруктах:
- Беседы: «Овощи и фрукты», «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Витамины с грядки»;
- Углублять и расширять знания видах растений;
- Рисование: «Яблоко», «Морковка», с использованием трафаретов;
- Лепка: «Морковка», «Репка», «Апельсины», «Овощи на тарелке»
- Дидактические игры: «Овощ или фрукт», «Найди самый большой» (помидор, огурец, «Найди красный помидор», «Найди морковь»«В борщ или в компот?»
б) Знакомство с художественными произведениями об овощах, фруктах:
- Чтение художественной литературы: В. Коркин «Что растет на нашей грядке», Ю. Тувим «Овощи», Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде», М. Бородицкая «Щи-талочка», И. Токмакова «Купите лук»;
- Рассматривание книг, иллюстраций о растениях;
- Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами;
- Отгадывание загадок про овощи и фрукты;
- Заучивание русской народной песенки "Огуречик - огуречик";
- Чтение русской народной сказки "Репка" с использованием театрализованной деятельности;
- Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»;
- Развивать речь детей, расширять словарный запас.
б) Развивать мелкую моторику пальцев рук детей:
- Пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Засолка капусты»,
г.) Практическая деятельность:
- Посадка лука. Вызвать интерес к выращиванию лука.
- Выращивание рассады (бархатцы, петунья, настурция, редис, помидоры, огурец, салат, укроп, петрушка).
Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
- Уход за рассадой, поливка,рыхление почвы;
- Опыт – наблюдение за ростом лука. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц.
д.) Формирование и развитие двигательных умений и навыков детей:
- Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Огуречик-огуречик», «Соберем урожай».
е.) Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Огород для детей»;
- Консультация для родителей «Лук от семи недуг»;
- Создать у родителей радостное настроение, вызвать желание участвовать в проекте.
3 этап – заключительный
- Показ инсценировки сказки «Репка». Развитие творческих способностей детей;
- Сбор урожая;
- Рассматривание урожая: стебель, корень, листочки, корнеплод.
Итоги проекта :
Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое настроение детей. Считаю, что цели, поставленные перед нами в этом проекте, были выполнены. Участниками проекта являлись не только дети, но родители, принявшие активное участие в конкурсе «Наш веселый огород».
Анализ:
Дети дошкольного возраста не имеют достаточного представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста.
С целью формирования интереса к познавательно-исследовательской деятельности, расширения знаний детей об особенностях строения и условиях роста растений и воспитания бережного и заботливого отношения к растениям был создан и оформлен огород привлечением родителей. Таким образом, выращивание овощей– полезно тем, что оно развивает любознательность у детей и помогает лучше познать жизнь растений.
По реализации проекта «Наш весёлый огород» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с овощами и цветами.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели разные виды посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7. Родители приняли активное участие в проекте «Наш веселый огород».