Елена Петрова
Сравнительный анализ содержания образовательной деятельности по формированию математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
В программу по математике в ДОУ входят следующие разделы:
1. «Количество и счёт» : представления о множестве, числе, счёте, арифметических действиях, текстовых задачах.
2. «Величина» : представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объёме, массе, времени).
3. «Форма» : представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объёмных, их свойствах и отношениях.
Публикация «Сравнительный анализ содержания образовательной деятельности по формированию математических представлений» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
4. «Ориентировка в пространстве» : ориентировка на своём теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, в движении.
5. «Ориентировка во времени» : представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Математические представления от 2 до 3 лет
Разделы
Содержание работы
ФОП ДО
Содержание работы
Программа «От рождения до школы»
Количество и счет Педагог поддерживает интерес детей к количественной стороне различных групп предметов (много и мало и т. д.). Привлекать к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один -много).
Величина Педагог подводит детей к освоению умения различать и сравнивать предметы по величине, выбору среди двух предметов при условии резких различий Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой мяч - маленький мяч).
Форма Педагог подводит детей к освоению умения различать форму окружающих предметов, используя предэталоные представления о шаре, кубе и т. д. Учить различать предметы по форме и называть их.
Ориентировка в пространстве Продолжать накапливать опыт практического освоения окружающего пространства, расширять опыт ориентировки в частях собственного тела учить двигаться за воспитателем в определенном направлении
Математические представления от 3 лет до 4 лет.
Разделы
Содержание работы
ФОП ДО
Содержание работы
Программа «От рождения до школы»
Количество и счет Педагог продолжает работу по освоению практических установок: больше-меньше, столько же, поровну, не поровну по количеству, используя приемы наложения и приложения.
Организует овладение уравниванием неравных групп предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы.
Расширяет диапазон слов, обозначающих свойства, качества предметов и отношений между ними. Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой;
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов.
Сравнивать две равные (неравные)группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).
Развивать умение видеть общий признак предметов группы. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы, находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке
Величина Педагог продолжает работу по освоению детьми практического установления простейших пространственно -количественных связей и отношений между предметами : больше-меньше, короче - длиннее, шире - уже, выше - ниже, такие же по размеру. При сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами.
Форма. Знакомит детей с некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, активизируя в их речи данные названия; Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
«Ориентировка в пространстве» : обращает внимание на использование в быту характеристик: ближе (дальше, раньше (позже); помогает на чувственном уровне ориентироваться в пространстве от себя: впереди (сзади, сверху (снизу, справа (слева) Различать пространственные направления от себя вверху - внизу и др., различать правую и левую руку.
Ориентировка во времени
Ориентироваться во времени (понимать контрастные особенности утра и вечера, дня и ночи). Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.
Математические представления от 4 лет до 5 лет
Разделы
Содержание работы
ФОП ДО Содержание работы
Программа «От рождения до школы»
Количество и счет Педагог формирует у детей умения считать в пределах пяти с участием различных анализаторов (на слух, ощупь, счет движений и др., пересчитывать предметы и отсчитывать их по образцу и названному числу; способствует пониманию независимости числа от формы, величины и пространственного расположения предметов; помогает освоить порядковый счет в пределах пяти Учить считать до «5», сравнивать две группы предметов, Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета, учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один предмет. На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов
Дать представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов, учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов.
Вводить в речь выражения: «Здесь много кружков, одни - красного цвета, а другие- синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Величина Педагог продолжает работу по освоению детьми практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами : больше-меньше, короче - длиннее, шире - уже, выше - ниже, такие же по размеру. Учить сравнивать предметы по двум признакам величины. Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины и др. ,располагать их в определенной последовательности. Вводить в речь понятия, обозначающие размерные отношения предметов.
Форма Знакомит детей с некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, активизируя в их речи данные названия Развивать представления о фигурах, добавляется шар и куб. Учить выделять особые признаки. Познакомить с прямоугольником. Формировать представление о разных размерах фигур. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
Ориентировка в пространстве Познание пространственных и временных отношений (вперед, назад, вниз, вперед, налево, направо). Познакомить с пространственными отношениями: далеко-близко.
Ориентировка во времени Познание временных отношений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Математические представления от 5 лет до 6 лет
Разделы
Содержание работы
ФОП ДО Содержание работы
Программа «От рождения до школы»
Количество и счет В процессе обучения количественному и порядковому счету в пределах десяти педагог совершенствует счетные умения детей, понимание независимости числа от пространственно-качественных признаков, знакомит с цифрами для обозначения количества и результата сравнения предметов, с составом чисел из единиц в пределах пяти; подводит к пониманию отношений между рядом стоящими числами.
Учить создавать множества, разбивать на части, воссоединять устанавливать соотношения между целым множеством и каждой его частью, сравнивать части множества. Учить считать до 10,знакомить с образование каждого числа, сравнивать рядом стоящие числа, формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел, отсчитывать предметы по образцу, совершенствовать умение считать в прямом и обратном направлении, познакомить с цифрами от 0 до 9,с порядковым счетом в пределах 10. Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5.
Величина Педагог совершенствует умения выстраивать сериационные ряды предметов, различающихся по размеру, в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти на основе непосредственного сравнения, показывает взаимоотношения между ними; организует освоение детьми опосредованного сравнения предметов по длине, ширине, высоте с помощью условной меры Формировать понятие о делении предмета на несколько равных частей. Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части.
Форма. Знакомит детей с некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, активизируя в их речи данные названия Познакомить с овалом. Дать понятие о четырехугольнике.
«Ориентировка в пространстве Обогащает представления и умения устанавливать пространственные отношения при ориентировке на листе бумаги Учить ориентироваться на листе бумаги.
Ориентировка во времени
Обогащает представления, временные зависимости в календарных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год. Ориентировка во времени. Дать представление о сутках. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий.
Математические представления от 6 лет до 7 лет
Разделы
Содержание работы
ФОП ДО Содержание работы
Программа «От рождения до школы»
Количество и счет Педагог формирует у детей умения использовать для познания объектов и явлений окружающего мира математические способы нахождения решений: вычисление, измерение, сравнение по количеству, форме и величине с помощью условной меры, создание планов, схем, использование знаков, эталонов и др.
В процессе специально организованной деятельности совершенствует умения считать в прямом и обратном порядке, знакомит с составом чисел из двух меньших в пределах первого десятка, закрепляет знания о цифрах, развивает умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами, знакомить с числами второго десятка. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее, предыдущее, пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
Познакомить с монетами.
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий.
Величина Формирует представления и умение измерять протяженность, массу и объем веществ с помощью условной меры и понимание взаимообратных отношений между мерой и результатом измерения. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета понимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания, используя условную меру, правильно обозначать части. Формировать первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, высоту, ширину.
Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представление о весе и способах его измерения.
Форма. Обогащает представления о плоских и объемных геометрических фигурах, совершенствует умение выделять структуру геометрических фигур и устанавливать взаимосвязи между ними. Педагог способствует совершенствованию у детей умений классифицировать фигуры по внешним структурным признакам: округлые, многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. п., овладению различными способами видоизменения геометрических фигур: наложение, соединение, разрезание и др. Дать представление о многоугольнике, прямой линии, отрезке.
Учить распознавать фигуры в пространстве, располагать на плоскости, упорядочивать, классифицировать.
Моделировать геометрические фигуры, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их свойств, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве Педагог закрепляет умения ориентироваться на местности и показывает способы ориентировки в двухмерном пространстве, по
схеме, плану, на странице тетради в клетку.
Учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
Ориентировка во времени Формирует представления о календаре как системе измерения времени, развивает чувство времени, умения определять время по часам с точностью до четверти часа. Дать элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.