А А Кайшенова
Способы развития воображения у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие воображения младших школьников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
Основными способами развития воображения в начальной школе являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и различный ручной труд. Благодаря им дети получают возможность приобрести свой первый художественный опыт.
Публикация «Способы развития воображения у младших школьников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Н. П. Чуварина отмечает, что такой вид ручного труда, как конструирование, оказывает непосредственное влияние на развитие воображения детей.
Е. Г. Федоренкова утверждает, что художественное конструирование способствует формированию волевых качеств личности, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии.
Воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности личностного развития - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
Рассмотрим игровые упражнения по развитию воображения на уроках в начальной школе.
Упражнение «Составление изображений из объектов» (на уроке математики или ИЗО)
Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур.
Объекты для рисования: лицо, домик, кошка, радость, дождь, клоун.
Каждую фигуру можно использовать многократно:
Упражнение «Домашние животные» (на уроке «Окружающий мир»)
Детям показывают картинки с изображением домашних и диких животных. Картинки очень похожи, но при внимательном рассмотрении можно найти отличительные признаки. По каждой картинке ребенок должен дать правильный ответ (один) о принадлежности животного к домашним или другим видам.
Материал для картинок:
Свинья – кабан, собака – волк, кошка – тигр, индюк – павлин, гусь – дикий гусь, коза – горный козел (лань).
После ответов детей попросить их рассказать о своих домашних питомцах, а далее определите общие характеристики домашних животных.
Упражнение «Нелепые картинки» (на уроке «Окружающий мир»)
Это упражнение прежде всего на наблюдательность. Однако ребенок может только в том случае выявить нелепицу в изображении, если у него, наряду с наблюдательностью, хорошо развито воссоздающее воображение. Так что косвенно это упражнение диагностирует и степень развития воображения. Предложите ребенку рассмотреть приведенные ниже картинки и сказать, что в них неправильно или нелепо.
Игра «Использование предметов» (на уроке русского языка)
Игра направлена на стимулирование фантазии ребенка и общее развитие.
Эта игра не имеет возрастных ограничений. При повторении игры можно менять набор предметов, главное, чтобы они были знакомы ребенку.
Последовательно предъявляйте ребенку картинки: очки, утюг, стул, коньки, стакан и т. д.
Предлагается перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить.
Игра «Три слова» (на уроке развития речи)
Эта игра для оценки воссоздающего и творческого воображения. Кроме этого, она диагностирует общий словарный запас, логическое мышление, общее развитие.
Ребенку предлагается из трех слов составить наибольшее количество осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.
Слова для работы:
ДВОРЕЦ БАБУШКА КЛОУН
РАЗБОЙНИК ЗЕРКАЛО ЩЕНОК
ТОРТ ОЗЕРО КРОВАТЬ
Пример выполнения данного текста:
«Бабушка пришла во дворец и увидела клоуна. Бабушка и клоун стали жить во дворце. Однажды клоун шел по дворцу и запнулся о ногу бабушки. Клоун рассмешил бабушку. Бабушка стала работать во дворце клоуном.»
Упражнение «Бином» (на уроке внеклассного чтения)
Впервые такое упражнение для развития творческого воображения детей использовал Дж. Родари.
В этом упражнении ярко проявляются творческие возможности ребенка, его можно с успехом использовать не только для развития фантазии, но и абстрактного творческого мышления.
Каждому ребенку необходимо придумать и написать на листке два столбика из четырех слов каждый. Можно написать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных.
Теперь следующий этап. Для каждого из четырех пар слов (по одному из каждого столбика) необходимо придумать связывающие их ассоциации, чем больше, тем лучше.
Например: если придуманы слова «кошка» и «лампочка», то ассоциации могут быть такими:
- кошка греется под лампочкой;
- кошка, круглая и теплая, как лампочка;
- глаза у кошки горят, как лампочка;
- форма головы у кошки напоминает лампочку,
и т. д.
Тот, кто придумал больше ассоциаций из всех четырех пар, тот и выиграл.
Упражнение «Три краски» (на уроке изобразительного искусства)
Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему трудно это сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку (с объяснениями).
Упражнение «Услышь и расскажи» (на уроке музыки)
Игра развивает слуховое внимание, способствует выражению личностных особенностей ребенка.
Приготовьте несколько предметов, способных издавать звуки, или из которых можно извлекать звуки. Дополнить звуковыми игрушками или музыкальными инструментами, деревянными ложками и т. п.
Ребенку завязываются глаза и изображают ряд разнообразных звуков. Его задача воссоздать по звукам какую-нибудь невероятную историю. Затем он открывает глаза и рассказывает свою историю. Побеждает самая невероятная история.
Таким образом, в качестве основных способов развития воображения в начальной школе можно выделить рисование, лепку, художественное конструирование, ручной труд, игру.