Приложение МААМ

Логопедическая консультация «Способы постановки звуков к [Г] — [Х]»

гадиля мухамадеева
Логопедическая консультация «Способы постановки звуков к [Г] — [Х]»
▼ Скачать + Заказать документы

Каппацизм К Кь Г Гь Х Хь

губы — раскрыты, занимают нейтральное положение;

зубы — разомкнуты; язык — кончик языка лежит у нижних зубов и не касается их, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо, боковые края языка слегка касаются задней части твердого нёба;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;

воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и взрывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом.

Темочки:

Мягкий звук к’ отличается от парного твердого тем, что:

- губы растягиваются в легкой улыбке и открывают зубы,

- кончик языка продвигается ближе к нижним зубам, но обычно не касается их,

- передняя часть спинки языка опущена,

- средняя часть приближается к твердому нёбу и весь язык продвигается вперед, производя смычку с твердым нёбом,

- боковые края языка касаются средне-задней части твердого нёба.

Если звук к произносится правильно, то, добавив голос, можно получить звук г; добавив подъем средней части спинки языка,— получить правильное произношение звуков к’, г’; если задняя часть спинки языка не будет полностью смыкаться с нёбом и между ними останется щель, идущая по средней линии языка,— получить звук х.

Звук к

Подготовительный этап. Чтобы добиться подъема задней части спинки языка к нёбу и дать ребенку возможность почувствовать эти движения, ему предлагают ряд упражнений.

«Кто сильнее?»: у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Воспитатель кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец воспитателя, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение, воспитатель кладет палец на переднюю часть спинки языка и постепенно все дальше отодвигает по дну рта язык назад (при этом надо стараться не доставлять ребенку неприятных ощущений). Когда ребенок привыкнет к новому ощущению подъема задней части спинки языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад, тем самым поднимая заднюю часть спинки языка.

Далее можно провести упражнение «Сделаем горку»: губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого нёба. Воспитатель, показывая перед зеркалом образец выполнения этого упражнения, говорит ребенку: «Смотри, как высоко поднялся у меня сзади язык, какая крутая горка получилась. Сделай и ты так». Потом он просит ребенка при широко открытом рте высоко поднять заднюю часть языка, прижать ее к нёбу, подержать так и опустить. Путем неоднократного повторения этих движений у ребенка воспитывают умения чувствовать, как «хвостик» языка — его задняя часть — сильно выгибается вверх глубоко во рту. Далее можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука. Сначала пробуют вызвать звук к по подражанию. Воспитатель показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как, услышав его, ребенок может вернуться

к привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту («Ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом должен получиться звук к. Многократно повторяя упражнение, можно закрепить изолированное произношение этого звука.

Если вызвать звук к по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Ребенку предлагают, достаточно широко открывая рот, произносить слог та (та-та-та.). Кончик языка поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог та (та-та-та.). Во время многократного повторения ребенком этого слога воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя и, наконец, ка-ка-ка.

Нельзя стремиться за один раз получить слог ка, это может вызвать у ребенка неприятные ощущения, нежелание выполнять упражнение. Произнесения слога ка добиваются постепенно, от занятия к занятию, все дальше отодвигая язык назад. Когда ребенок начнет легко и быстро произносить ка, механическая помощь постепенно устраняется. Воспитатель, нажимая пальцем ребенка на переднюю часть спинки языка, отодвигает его назад и предлагает говорить слоги ка-ка-ка. После двух-трех повторений он убирает палец изо рта, и ребенок продолжает говорить эти звуки уже самостоятельно.

Затем можно предложить ребенку «Сдуть снежинки с горки», т. е. правильно сказать изолированный звук к, давая ему при этом возможность ощутить тыльной стороной руки толчок воздуха. Когда звук к будет постоянно легко произноситься при сдувании ватного шарика с руки, воспитатель может сказать: «Воздух сдувает снежинки с горки так, как мы говорим звук к. Подними язык горкой, скажи к; к-к-к». Соотнеся правильно произносимое звукоподражание с соответствующим звуком, переходят к следующему этапу.

Звук к’

После автоматизации к можно вызвать к’ сразу в сочетании с гласными и, е, я. Например, подражая пению различных птиц, ребенок говорит: ки-ки., ке-ке. (при этом воспитатель следит, чтобы губы растягивались в улыбку).

Если по подражанию вызвать звук к’ не удается, его ставят с механической помощью от звука т. Во время многократного повторения ребенком слога та, воспитатель медленно отодвигает язык назад, нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя. Когда будет усвоено произношение этих слогов, следует переходить к автоматизации к’ в словах.

Звук г

К моменту закрепления звука к в предложениях можно переходить к работе над звуком г.

Постановка звука. Обычно звук г ставится по подражанию с использованием тактильных ощущений. Так, воспитатель тихо произносит звук к (к-к-к, затем громко звук г (г-г-г). Объясняет ребенку: «Когда я говорю к тихо, голос молчит, стенки «домика» не дрожат; когда я говорю г громко, голос так звонко поет, что даже стенки «домика» дрожат. Давай проверим, как звонко поет наш голос». Одну руку ребенок прикладывает тыльной стороной к своей шее спереди, вторую — к шее воспитателя, который многократно произносит то звук к, то звук г. При произнесении г ребенок ощущает вибрацию голосовых связок. Далее те же звуки логопед и ребенок проговаривают вместе, последний контролирует рукой наличие голоса и у себя, и у взрослого.

Если вызвать звук г по подражанию не удается, его ставят с механической помощью, так же как и к, только от звука д. Логопед нажимает на опущенную за нижние резцы переднюю часть спинки языка и отодвигает его медленно назад во время произнесения ребенком звуков да-да-да. Постепенно начинают слышаться дя, гя и наконец га.

Звук г’

Постановка звука. Если ребенок хорошо произносит звук г в словах, можно получить слоги ги, ге. («Маленькие гусята гогочут: ги-ги-ги (ге-ге-ге). Скажи и ты так».) Воспитатель следит, чтобы у ребенка губы растягивались в улыбке,— это способствует продвижению языка вперед, т. е. выработке артикуляции, необходимой для звука г’.

Если не удается вызвать звук г’ по подражанию, его ставят с механической помощью от звука с, как и твердый звук, только язык при этом отодвигают назад до тех пор, пока не послышатся звукосочетания да-дя-гя.

Звук х

Постановка звука. Обычно звук х легко вызывается по подражанию. Воспитатель говорит ребенку: «Открой широко рот и подыши на свои руки — погрей их». При этом взрослый следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть языка круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок» (движения выполняются перед зеркалом).

Если по подражанию вызвать звук не удается, его ставят с механической помощью от звука с. Ребенка просят многократно произносить слог са, а в это время, нажимая на переднюю часть спинки языка, отодвигают его назад. Последовательно будут слышаться звукосочетания са-ся-хя-ха.

Звук Хь.

Постановка звука. Обычно звук х’ вызывается сразу в слогах. Воспитатель предлагает ребенку улыбнуться и неоднократно произнести слог хи, подражая смеху маленькой девочки.

Если вызвать звук х’ по подражанию не удается, его ставят с механической помощью, как и парный твердый, от звука с, только отодвигать язык нужно до тех пор, пока не послышится звукосочетание хя: са-ся-хя.

Искажения звуков к, к’, г, г’, х, х’

Постановка звуков. Для получения правильных к’, г’, х’ воспитатель просит ребенка произнести звук к, а затем через паузу — звук и: к — и (или г — и, х — и). Повторяя вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает паузы между ними и постепенно добивается их слитного произнесения: ки, га, хи. Если таким способом получить звуки к’, г’, х’ не удается, их ставят с механической помощью, как при отсутствии этих звуков.

Замена звуков к, к’, г, г’, х, х’ другими звуками

Подготовительный этап. Кроме упражнений, помогающих выработать подъем задней части языка к нёбу, следует проводить работу по дифференциации на слух звуков к, г, х и их заменителей. Для этого используются картинки-символы. На звук к можно подобрать картинку с изображением тучи, из которой идет дождь; на звук г — картинку с изображением железнодорожного вагона. Воспитатель говорит: «Капли капают: к-к-к., колеса вагона стучат: т-т-т.. Сейчас я буду называть эти звуки, а ты — показывать соответствующие картинки». Для дифференциации звуков г — д можно подобрать такие картинки: гусь вытянул шею, раскрыл клюв (он кричит: г-г-г, барабан с палочками (барабанная дробь: д-д-д). После того как ребенок научится различать на слух звуки гид, можно приступать к постановке заднеязычных звуков.

Постановка звуков. Воспитатель показывает перед зеркалом различия в положении языка при произнесении звуков к («Капли капают») и т («Колеса вагона стучат»). Когда ребенок освоит движения вверх кончиком языка (при т) и «хвостиком» языка (при к, педагог пробует вызвать к по подражанию. Если это не получается, звуки к, г, х ставят с механической помощью, как при их отсутствии.

Автоматизация звуков проводится последовательно в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах.

Заканчивается работа этапом дифференциации поставленного звука и звука-заменителя: к — т, г — д, х — т.

Публикации по теме:

Дидактическая логопедическая игра «Мягкая меморина» для автоматизации звуковДидактическая логопедическая игра «Мягкая меморина» для автоматизации звуков Предлагаю вашему вниманию увлекательную, изготовленную своими руками игру, направленную на автоматизацию звуков. Для изготовления игры.

Тонкости постановки звуков [Р], [Л], [Ш], [С]Тонкости постановки звуков [Р], [Л], [Ш], [С] Тонкости при постановке звуков "Р", "Л", "Ш", "С".Рекомендации логопеда. Вопрос логопеду: Пожалуйста, расскажите какие занятия нужно проводить.

Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г]Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию логопедическую игру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая консультация «Способы постановки звуков к [Г] — [Х]»
Опубликовано: 19 февраля 2025 в 19:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая консультация «Способы постановки звуков к [Г] — [Х]»» (включая файлы) размещена пользователем гадиля мухамадеева (УИ 757622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД