Надежда Ковальчук
Способы освоения дошкольником культурного наследия
▼ Скачать + Заказать документы
В статье описывается творческий проект для детей подготовительной группы «Превращения камней», задачей которого было вызвать у дошкольников мотивационный, познавательный интерес к камням, как к объекту исследования; дать возможность эмоционально пережить красоту изделий из камня. Проект способствует развитию у дошкольников художественно-творческого потенциала; интереса к культурному наследию; уважительному и бережному отношению к окружающему миру.
Публикация «Способы освоения дошкольником культурного наследия» размещена в разделах
Ход мероприятия:
Предварительная работа: Чтение и рассматривание иллюстраций в книге Павла Петровича Бажова «Каменный цветок», «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка» и «Горный мастер».
Для развития у детей любознательности и познавательного интереса, чтобы расширить их представление о многообразии камней, в группе была организована выставка камней (где были представлены в том числе и коллекции камней некоторых ребят, создание мини-музея.
С целью развития эстетического восприятия художественных образов, на занятии «Образ и мысль» воспитанники рассматривали картину Исаака Ильича Левитана «В крымских горах». В ходе фасилитированной дискуссии дети внимательно изучали картину, вглядывались в разнообразие камней, называли их цвет, размеры, форму, были активны в обсуждении, учились слушать друг друга, спорили. Потом детям были представлены фотографии памятника «Медный всадник» (с разных сторон).Ребята сразу узнали памятник Петру 1 – основателю нашего города. Более тщательно стали изучать постамент памятника, звучали фразы: «огромный камень», «камень как горка», «камень похож на волну»…Обсудили, как камень мог попасть на это место.
Следующим шагом, для развития эстетического восприятия предметов окружающего мира, было исследование вещи. Ребятам были предложены ваза из камня селенита и декоративная тарелка из нефрита. Внезапное появление этих вещей вызвало у детей чувство восторга и восхищения. Дети называли предмет, описывали его, определяли, для чего он создан, называли цвет, форму, конструктивные особенности, декор. Исследовали фактуру камня (гладкий, приятный на ощупь, вес (тяжелый, температуру (холодный, а если подержать в руках или на солнце – нагревается, проверяли на прочность, отметили состояние сохранности. В процессе исследования предметов дети сравнивали, анализировали, делали выводы, спорили, обсуждали. Активизировались даже малоактивные дети.
После исследования вещей была организована выставка изделий из камня, в которой дети принимали активное участие. Они принесли из дома свои наградные кубки, основания которых были сделаны из камня, статуэтки из камня, ювелирные украшения с камнями.
Следующим этапом нашего проекта было исследование на прогулке детской игровой площадки. Мы находили камни, играли «Чем может стать камень?», или «Во что может превратиться камень?». Дети строили из камней лабиринты, играли, разукрашивали их цветными мелками, выкладывали из них разные фигуры, благоустраивали клумбы с цветами (рисовали на камнях акриловыми красками).
В совместной деятельности детям была предложена россыпь камней, разных по форме и величине. Была дана возможность каждому ребенку выбрать себе один или несколько камней. Предлагалось придумать, на что (или кого) похож его камень, «Во что он может превратиться?» и разрисовать его гуашевыми красками. После совместного творчества с воспитателем была организована выставка детских работ.
В завершении проекта мы вместе с детьми и их родителями съездили на экскурсию в Петропавловскую крепость, где заодно провели учебную прогулку по историческому центру города. Было приятно и радостно видеть, как дети включались и подключали своих родителей в поиски, исследование и обсуждение каменных сооружений, памятников, украшений из камня.
Данный проект внес массу положительных эмоций; был познавательным и увлекательным, каждый дошкольник имел возможность к самовыражению, развивать свою наблюдательность, исследовательские навыки и художественно-творческие способности; способствовал становлению эстетического отношения к окружающему миру и любви к родному городу.