Мясищева Елена
Способы оптимизации учебно-воспитательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимизация педагогического процесса - это выбор наилучшего из возможных вариантов его заданной конкретной ситуации. Четверть века назад известный педагог Ф. Ф. Королев писал: «Будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития станут характерными для всех областей деятельности, будут руководящими. и в педагогике». То есть проблему оптимизации учебного процесса новой не назовешь. В начале 80-х гг. прошлого столетия академик Ю. К. Бабанский издал книгу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», в которой выделил следующие критерии оптимизации :
Темочки:
• Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок.
• Соблюдение учеником и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.
• Минимально необходимые усилия, затрачиваемые педагогом и учеником для достижения поставленных учебно-воспитательных целей.
Способы оптимизации учебно - воспитательного процесса :
- комплексное планирование и конкретизация задач обучения и развития школьников;
- обоснование соответствия содержания задачам обучения с выделением главного, существенного;
- выбор наиболее удачной структуры урока и педагогических акцентов;
- осознанный выбор наиболее рациональных методов и средств обучения для решения учебно-воспитательных задач;
- дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, который предполагает оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения;
- создание благоприятных психологических, эргономических, материальных условий для обучения:
- специальные меры по экономии времени учителей и учащихся, выбор оптимального темпа обучения (использование вклеек, раздаточного материала) и технических средств (проекторы и др.);
- анализ результатов обучения и затрат времени с позиции оптимальности.