Анна Осипова
Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении многих лет перед нами стоит задача, как неговорящего ребенка вывести на коммуникацию, ведь проблема с речью у детей дошкольного возраста остается неразрешенной не только в условиях дошкольного учреждения, но и дома. Влияние семьи в данном случае играет гораздо на наш взгляд более важную роль-именно родители могут и должны создать все необходимые условия для речевого развития ребенка. К сожалению, во многих семьях либо наблюдается безразличное отношение взрослых к речевым проблемам ребенка, либо выдвигаются такие требования к речи, которые не соответствуют его уровню. В результате у многих малышей пропадает желание правильно говорить, если они говорят, они боятся произнести какой-либо звук или слово неправильно, а если ребенок не говорит, то родителю приходится еще труднее, так как роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами и требованиями, выдвигаемыми взрослыми. Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец: «Скажи- часы, скажи-ложка». «скажи, скажи, скажи…»- без устали обращаются к малышу взрослые. Но такие понукания у детей с задержкой формирования речи вызывают негативную реакцию. Иногда они по подражанию начинают повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет, он не использует слова в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Отсутствие речи может раздражать и самого ребенка. Его не понимают-он капризничает, выражает недовольство и протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам. Но даже в данном случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает, как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.
Поэтому необходимо определить, какое отношение со стороны взрослых наилучшим образом способствует повышению мотивации ребенка к речи, и какие способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей в домашних условиях можно применить родителю.
Что нужно сделать для того, чтобы подвести ребенка к вербальной коммуникации (понимание обращенной к нему речи, нужно чтобы он овладел следующими этапами:
Первый этап- наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
Второй этап-развитие мелкой моторики рук;
Третий этап-развитие слухового внимания;
Четвертый этап- развитие понимания речи.
Первый этап- многое будет зависеть от вас насколько интересно и эмоционально вы будете вовлекать его в совместную деятельность. Необходимо вызвать у ребенка доверие, встать на позицию ребенка, научиться вместе с ним играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с ребенком. На любое речевое высказывание необходимо реагировать и реакция должна быть только положительной. Кроме этого важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем-нежелания говорить, боязни речи. Впоследствии, когда к речи будут предъявляться более высокие требования, поощрение ребенка будет связано с его старанием, усвоением чего-то нового, а не с тем, что уже усвоено.
Для того, чтобы наладить эмоциональный контакт с ребенком нам помогут эмоциональные игры. Обычно неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Такие игры просты в исполнении и любимы детьми. Кроме того в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить повторять за взрослым. Но если вы в данном случае примените требования «скажи», «повтори» такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок воспримет с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть и говорить.
Примеры эмоциональных игр:
Игры, которые сочетаются с музыкой или движениями, неизменно вызывают у детей интерес. Именно в таких играх они с удовольствием овладевают речевыми навыками.
Читая стихи. Помогайте ребенку осуществлять необходимые движения.
Наши ручки хлопают:
«хлоп-хлоп-хлоп»
Наши ножки топают:
«топ-топ-топ
Голова качается раз-два-три
Ротик улыбается-посмотри.
Пальчик в домике сидит.
А-а-а-говорит (сожмите руку ребенка в кулак таким образом, чтобы большой палец оказался внутри).
Затаился и молчит
«Тихо»(прислоняете свой палец к губам).
-выходи скорей я жду.
-подожди, сейчас приду (ребенок выталкивает большой палец из-под других пальцев.
Второй этап. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Здесь вы можете применить игры и упражнения, но необходимо учитывать возможности и интересы ребенка. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интерес.
Ежедневное включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук играет положительную роль в речевом развитии ребенка:
-регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи;
-совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.
Третий этап-с самого рождения человека окружает множество звуков, шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей, но младенец не способен их различать и оценивать. Это умение развивается у него со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого- и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Направления работы по развитию слухового внимания:
пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи;
дифференциация неречевых звуков;
дифференциация тихих и громких звуков;
развитие умения определять направление и источник звука;
развитие умения локализовать звук в пространстве;
развитие умения соотносить количество звучаний с числом;
дифференциация звукоподражаний;
развитие умения локализовать и узнавать голос;
дифференциация речевых и неречевых звуков;
развитие умения отличать голоса различной громкости;
развитие умения ориентироваться на смысл сказанного;
развитие речевой памяти;
развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.
Рекомендации по развитию слухового внимания
-покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать, на каком инструменте вы играете;
-обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: что там шумит? Объясняйте: это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер и т. п. :
-привлекайте внимание малыша: слышишь, как идет (стучит, шумит, едет машина, летит самолет и т. п.);
- сделайте вид, что говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать тоже самое;
-пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать детские песенки и сказки.
Четвертый этап- развитие понимания речи.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта, поэтому:
-расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте о том, что вас окружает;
-возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете;
-детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: например, мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Сейчас мы пойдем гулять и т. п. такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.
Для того, чтобы развить понимание речи, необходимо:
-активизировать подражательную деятельность (здесь необходимо целенаправленно развивать подражание движениям и действиям, а также мимике, жестам, манере поведения. Способность ребенка подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно, но у неговорящего ребенка обучение подражанию требует специального воздействия);
-активизация речевого подражания (обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы; вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания);
- расширение объема понимания речи (развитие понимания названия предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/И «Одень куклу», «Строим башню».
Эффективные способы и приемы вызывания речи.
Основной «пусковой» момент появления речи-общение. Формирование речи прежде всего происходит в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями соблюдая принцип кооперации6 каждый стремится понять что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге-взрослый. Нужно постараться, чтобы стечение обстоятельств жизни спровоцировало ребенка на высказывание на ответ. Критерием правильного ответа в данном случае является понимание ребенком ситуации. замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться но в то же время и о несформированности механизма речи.
Что помогает развитию диалога?
-инсценировка. Легче всего получить словесный ответ при инсценировке песенок стихов-диалогов маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. Обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки, жестами превращая это занятие в маленький спектакль серию сценок. Для инсценировки можно использовать следующие тексты:
Девица, девица,
Сходи за водицей!
-Я боюсь волка,
-Волк на работе,
-Сова на болоте.
Ежик
Что ж ты, Ёж такой колючий?
Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Вопросы. Продумайте серию вопросов-ответов
Их хорошо использовать на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т. п.
Первая серия вопросов -предполагает всего два варианта ответа «да» или «нет». Их часто задают в повторяющихся ситуациях (дома, на прогулке. Например: хочешь есть? Идем спать? Дать тебе сок?
Вторя серия вопросов вводит ребенка в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: ты сидишь? (когда ребенок идет); ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят ребенка перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.
Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: кто там пришел? Кто летит? Что тут растет? Вопросы задаются о людях, предметах обихода.
Четвертая серия требует ответа на вопрос «Что делает?» Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит). Например: «Что делает мама?» «Что делает собака?»
Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например на вопрос «Где мама?» ожидаются ответ «Тут», «Там»
Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей на ранних этапах речевого развития, что обуславливает необходимостью выразить просьбу-команду в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди лови стой помоги. Слова-0команды желательно превращать в двух-трехсловные предложения присоединяя к ним дополнения и определения дай куклу неси мяч.
Домашний театр- наблюдая за взрослым, ребенок пытается повторить его действия, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.
Имитация и звукоподражание. Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами…». Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов. Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, ква-ква и др. Хорошо, если ребенок будет вместе с вами договаривать потешки: гуси –гуси –гага-га есть хотите да-да-да.
Речевое развитие нельзя считать полноценным пока словарь включает только слова-названия предметов. Чтобы ребенок научился строить высказывание необходимо целенаправленно учить его словам действиям, как только речь малыша пополнится двух-трехсловными предложениями, необходимо следить за правильным порядком слов, за появлением падежных окончаний и предлогов.
Рекомендации
- перед сном вспоминайте события прошедшего дня;
-создайте иллюстративный альбом слов, которые ребенок уже умеет произносить. Это будет не тематический альбом. Критерии отбора рисунков и фотографий для такого альбома только один: ребенку все эти картинки должны быть известны и он должен назвать изображения вслух, то есть с помощью активной речи. Дети любят эти альбомы, им нравится, что они могут назвать вслух все картинки. Когда картинок станет много, можно переходите к тематическому принципу составления альбома (игрушки, еда, одежда, овощи, фрукты и т. д.). на забывайте размещать туда картинки с изображением действий. Следующий этап-это использование имеющихся слов в быту и игре. Но если ребенок не использует в быту слова, которые он повторяет и называет по альбому, не будьте чрезмерно настойчивы, выполните просьбу ребенка, выраженную жестом, а потом повторите ситуацию, чтобы он все - таки произнес слово.
-комментировать происходящее, озвучивать то, что ребенок видит, на что он обратил внимание;
-называем предметы и объясняем, для чего они нужны, что с ними делают;
-озвучивать жесты, желания ребенка
-повторять вслед за ребенком его звуки, слоги, слова
-при общении соблюдать очередность, делать паузы
-сказали звук, слог, слов, замолчали и ждете ответной реакции, если ее нет, говорите за ребенка.