Папки-передвижки

Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей в домашних условиях

Анна Осипова
Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении многих лет перед нами стоит задача, как неговорящего ребенка вывести на коммуникацию, ведь проблема с речью у детей дошкольного возраста остается неразрешенной не только в условиях дошкольного учреждения, но и дома. Влияние семьи в данном случае играет гораздо на наш взгляд более важную роль-именно родители могут и должны создать все необходимые условия для речевого развития ребенка. К сожалению, во многих семьях либо наблюдается безразличное отношение взрослых к речевым проблемам ребенка, либо выдвигаются такие требования к речи, которые не соответствуют его уровню. В результате у многих малышей пропадает желание правильно говорить, если они говорят, они боятся произнести какой-либо звук или слово неправильно, а если ребенок не говорит, то родителю приходится еще труднее, так как роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами и требованиями, выдвигаемыми взрослыми. Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец: «Скажи- часы, скажи-ложка». «скажи, скажи, скажи…»- без устали обращаются к малышу взрослые. Но такие понукания у детей с задержкой формирования речи вызывают негативную реакцию. Иногда они по подражанию начинают повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет, он не использует слова в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Отсутствие речи может раздражать и самого ребенка. Его не понимают-он капризничает, выражает недовольство и протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам. Но даже в данном случае не запрещайте ребенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает, как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Поэтому необходимо определить, какое отношение со стороны взрослых наилучшим образом способствует повышению мотивации ребенка к речи, и какие способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей в домашних условиях можно применить родителю.

Что нужно сделать для того, чтобы подвести ребенка к вербальной коммуникации (понимание обращенной к нему речи, нужно чтобы он овладел следующими этапами:

Первый этап- наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;

Второй этап-развитие мелкой моторики рук;

Третий этап-развитие слухового внимания;

Четвертый этап- развитие понимания речи.

Первый этап- многое будет зависеть от вас насколько интересно и эмоционально вы будете вовлекать его в совместную деятельность. Необходимо вызвать у ребенка доверие, встать на позицию ребенка, научиться вместе с ним играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с ребенком. На любое речевое высказывание необходимо реагировать и реакция должна быть только положительной. Кроме этого важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем-нежелания говорить, боязни речи. Впоследствии, когда к речи будут предъявляться более высокие требования, поощрение ребенка будет связано с его старанием, усвоением чего-то нового, а не с тем, что уже усвоено.

Для того, чтобы наладить эмоциональный контакт с ребенком нам помогут эмоциональные игры. Обычно неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Такие игры просты в исполнении и любимы детьми. Кроме того в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить повторять за взрослым. Но если вы в данном случае примените требования «скажи», «повтори» такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок воспримет с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть и говорить.

Примеры эмоциональных игр:

Игры, которые сочетаются с музыкой или движениями, неизменно вызывают у детей интерес. Именно в таких играх они с удовольствием овладевают речевыми навыками.

Читая стихи. Помогайте ребенку осуществлять необходимые движения.

Наши ручки хлопают:

«хлоп-хлоп-хлоп»

Наши ножки топают:

«топ-топ-топ

Голова качается раз-два-три

Ротик улыбается-посмотри.

Пальчик в домике сидит.

А-а-а-говорит (сожмите руку ребенка в кулак таким образом, чтобы большой палец оказался внутри).

Затаился и молчит

«Тихо»(прислоняете свой палец к губам).

-выходи скорей я жду.

-подожди, сейчас приду (ребенок выталкивает большой палец из-под других пальцев.

Второй этап. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Здесь вы можете применить игры и упражнения, но необходимо учитывать возможности и интересы ребенка. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интерес.

Ежедневное включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук играет положительную роль в речевом развитии ребенка:

-регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи;

-совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.

Третий этап-с самого рождения человека окружает множество звуков, шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей, но младенец не способен их различать и оценивать. Это умение развивается у него со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого- и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Направления работы по развитию слухового внимания:

пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи;

дифференциация неречевых звуков;

дифференциация тихих и громких звуков;

развитие умения определять направление и источник звука;

развитие умения локализовать звук в пространстве;

развитие умения соотносить количество звучаний с числом;

дифференциация звукоподражаний;

развитие умения локализовать и узнавать голос;

дифференциация речевых и неречевых звуков;

развитие умения отличать голоса различной громкости;

развитие умения ориентироваться на смысл сказанного;

развитие речевой памяти;

развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.

Рекомендации по развитию слухового внимания

-покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадать, на каком инструменте вы играете;

-обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: что там шумит? Объясняйте: это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер и т. п. :

-привлекайте внимание малыша: слышишь, как идет (стучит, шумит, едет машина, летит самолет и т. п.);

- сделайте вид, что говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать тоже самое;

-пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать детские песенки и сказки.

Четвертый этап- развитие понимания речи.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта, поэтому:

-расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте о том, что вас окружает;

-возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете;

-детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: например, мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Сейчас мы пойдем гулять и т. п. такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.

Для того, чтобы развить понимание речи, необходимо:

-активизировать подражательную деятельность (здесь необходимо целенаправленно развивать подражание движениям и действиям, а также мимике, жестам, манере поведения. Способность ребенка подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно, но у неговорящего ребенка обучение подражанию требует специального воздействия);

-активизация речевого подражания (обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы; вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания);

- расширение объема понимания речи (развитие понимания названия предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/И «Одень куклу», «Строим башню».

Эффективные способы и приемы вызывания речи.

Основной «пусковой» момент появления речи-общение. Формирование речи прежде всего происходит в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями соблюдая принцип кооперации6 каждый стремится понять что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге-взрослый. Нужно постараться, чтобы стечение обстоятельств жизни спровоцировало ребенка на высказывание на ответ. Критерием правильного ответа в данном случае является понимание ребенком ситуации. замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться но в то же время и о несформированности механизма речи.

Что помогает развитию диалога?

-инсценировка. Легче всего получить словесный ответ при инсценировке песенок стихов-диалогов маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. Обязательно сопровождайте чтение стихотворения, пение песенки, жестами превращая это занятие в маленький спектакль серию сценок. Для инсценировки можно использовать следующие тексты:

Девица, девица,

Сходи за водицей!

-Я боюсь волка,

-Волк на работе,

-Сова на болоте.

Ежик

Что ж ты, Ёж такой колючий?

Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Вопросы. Продумайте серию вопросов-ответов

Их хорошо использовать на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т. п.

Первая серия вопросов -предполагает всего два варианта ответа «да» или «нет». Их часто задают в повторяющихся ситуациях (дома, на прогулке. Например: хочешь есть? Идем спать? Дать тебе сок?

Вторя серия вопросов вводит ребенка в ситуацию, когда реальные действия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: ты сидишь? (когда ребенок идет); ты не играешь? (когда ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят ребенка перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.

Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: кто там пришел? Кто летит? Что тут растет? Вопросы задаются о людях, предметах обихода.

Четвертая серия требует ответа на вопрос «Что делает?» Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит). Например: «Что делает мама?» «Что делает собака?»

Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например на вопрос «Где мама?» ожидаются ответ «Тут», «Там»

Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей на ранних этапах речевого развития, что обуславливает необходимостью выразить просьбу-команду в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди лови стой помоги. Слова-0команды желательно превращать в двух-трехсловные предложения присоединяя к ним дополнения и определения дай куклу неси мяч.

Домашний театр- наблюдая за взрослым, ребенок пытается повторить его действия, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.

Имитация и звукоподражание. Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами…». Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух одинаковых слогов. Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, ква-ква и др. Хорошо, если ребенок будет вместе с вами договаривать потешки: гуси –гуси –гага-га есть хотите да-да-да.

Речевое развитие нельзя считать полноценным пока словарь включает только слова-названия предметов. Чтобы ребенок научился строить высказывание необходимо целенаправленно учить его словам действиям, как только речь малыша пополнится двух-трехсловными предложениями, необходимо следить за правильным порядком слов, за появлением падежных окончаний и предлогов.

Рекомендации

- перед сном вспоминайте события прошедшего дня;

-создайте иллюстративный альбом слов, которые ребенок уже умеет произносить. Это будет не тематический альбом. Критерии отбора рисунков и фотографий для такого альбома только один: ребенку все эти картинки должны быть известны и он должен назвать изображения вслух, то есть с помощью активной речи. Дети любят эти альбомы, им нравится, что они могут назвать вслух все картинки. Когда картинок станет много, можно переходите к тематическому принципу составления альбома (игрушки, еда, одежда, овощи, фрукты и т. д.). на забывайте размещать туда картинки с изображением действий. Следующий этап-это использование имеющихся слов в быту и игре. Но если ребенок не использует в быту слова, которые он повторяет и называет по альбому, не будьте чрезмерно настойчивы, выполните просьбу ребенка, выраженную жестом, а потом повторите ситуацию, чтобы он все - таки произнес слово.

-комментировать происходящее, озвучивать то, что ребенок видит, на что он обратил внимание;

-называем предметы и объясняем, для чего они нужны, что с ними делают;

-озвучивать жесты, желания ребенка

-повторять вслед за ребенком его звуки, слоги, слова

-при общении соблюдать очередность, делать паузы

-сказали звук, слог, слов, замолчали и ждете ответной реакции, если ее нет, говорите за ребенка.

Публикации по теме:

Изготовление дидактического пособия из кухонных салфеток для детей от 2 до 7 лет в домашних условияхИзготовление дидактического пособия из кухонных салфеток для детей от 2 до 7 лет в домашних условиях Сегодня хочу рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить полезное, увлекательное. С ранних лет дети активно.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей в домашних условиях
Опубликовано: 24 декабря 2024 в 10:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей в домашних условиях» (включая файлы) размещена пользователем Анна Осипова (УИ 210932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД