Анна Сукова
Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию доклад по теме «Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с ФОП ДО». Для начала рассмотрим термины, использующиеся в данном сообщении.
Инициатива – это принятие самостоятельного решения человеком, форма проявления его общественной активности.
Детская инициатива – это целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своего положения и позиции в обществе. Эта деятельность направлена на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а так же самосовершенствование и развития. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам.
Публикация «Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с ФОП ДО» размещена в разделах
Теперь определим способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО). Для реализации способов и направлений поддержки детской инициативы в дошкольной образовательной организации должны быть созданы соответствующие условия.
1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию.
2. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
3. В группах преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.
4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового.
Все виды деятельности ребенка в ДОО могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности.
1. Самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры.
2. Развивающие и логические игры.
3. Музыкальные игры и импровизации.
4. Речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами.
5. Самостоятельная деятельность в книжном уголке.
6. Самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей.
7. Самостоятельные опыты и эксперименты.
В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать ряд общих требований:
1. Развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений.
2. Создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.
3. Постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу.
4. Тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
5. Ориентировать детей на получение хорошего результата, своевременно обращать особое внимание на детей, проявляющих небрежность, равнодушие к результату, склонных не завершать работу.
6. Дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
7. Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка.
8. Для начала давать простые задания (снимать «страх не справлюсь»).
Теперь остановимся на каждой возрастной группе отдельно.
3-4 года
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Действия педагога, при этом, направлены на поощрение познавательной активности каждого ребенка. Воспитатель развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем. Пребывание ребенка в группе организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации).
4-5 лет.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Педагогу необходимо намеренно насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы. Доброжелательное, заинтересованное отношение педагога к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, а также укрепляет доверие ребенка к взрослому. Педагог создает ситуации, в которых дети приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся, смена части игр: примерно раз в два месяца. В этой возрастной группе важно, чтобы около 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность дошкльникам, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
6-7 лет.
Опираясь на характерную для детей старшего дошкольного возраста потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы и творчества. Он создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений возникших затруднений. Проявление кризиса семи лет в поведении ребенка должно стать для педагога сигналом к перемене стиля общения с ребенком. Необходимо относиться к нему с большим вниманием, уважением, доверием, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к оценкам взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от педагога, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. При этом он использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
В группе должны появляться предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки и пр. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания. Особо подчеркивает педагог роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.
В завершении хотелось бы отметить. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Э. Эриксон выявил, что развитие детской инициативы – одно из направлений развития личности, основой которой являются ее социально-значимые качества.
1. Стремление к самореализации.
2. Познавательная активность.
3. Развитая эмоционально-волевая сфера.
4. Самостоятельность.
5. Произвольность поведения.
6. Общительность и коммуникативность.
7. Творческий подход к деятельности.
Таким образом, суть развития детской инициативы в дошкольной образовательной организации, это поддержка начинаний ребенка в рамках образовательного процесса и сложившихся социальных условий.
Литература.
1. ОГАОУ ДПО «БелИРО» Инструктивно-методическое письмо «Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в период 2023-2024гг.»
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». – г. Белгород, 2023г.