Александр Владимирович Гришин
Специфика профессиональной деятельности педагога, отпечаток на человека, как субъекта этой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Многогранно влияя на личность, профессиональная деятельность предъявляет к ней определённые требования, тем самым преобразуя весь облик личности профессионала. Результатом может стать не только личностное развитие, профессиональный рост, но возможны и негативные для человека последствия. Вряд ли можно найти какую-либо профессию, которая вообще не имела бы для представляющего её человека отрицательных последствий. Те профессии, где отрицательные изменения в личности преобладают над положительными, как правило, и вызывают так называемые профессиональные деструкции.
Публикация «Специфика профессиональной деятельности педагога, отпечаток на человека, как субъекта этой деятельности» размещена в разделах
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
По мнению Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк, освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре субъекта деятельности. Эти изменения имеют, с одной стороны, положительный характер, когда происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешности в деятельности, с другой - негативный характер, проявляющийся в изменении, подавлении и даже разрушении отдельных компонентов структуры личности. Эта группа негативных изменений определяется как профессионально обусловленные деструкции.
Профессиональные деструкции, таким образом, - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 2005).
Обобщив исследования нарушений профессионального развития личности, А. К. Маркова выделила следующие тенденции профессиональных деструкций.
Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами. Для психолога это может быть связано с тем, что в работе многое надоедает, теряется мотив освоения новых способов, методов работы, стремление решать новые проблемы.
Дезинтеграция профессионального развития, распад про-фессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты. В профессии психолога опасность «ложных смыслов» и «нереалистических целей» особенно велика. Когда нередко возникает стремление «оторваться от реальности» или «создавать иную реальность».
Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, результатом чего является полная или частичная дезадаптация. Нередко у психологов развито некоторое профессиональное высокомерие по отношению к представителям других профессий, и опасность такой деструкции вполне реальна.
Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера «забегает» вперёд, а другая отстаёт (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания). У психологов нередко случаются ситуации, когда в работе используются только так называемые «забавные» методы работы, с помощью которых, как кажется, легко завоевать дешёвую популярность и «любовь» клиентов или когда студенты-психологи изучают только «интересные» курсы, а «скучными» дисциплинами и спецкурсами откровенно пренебрегают. В результате не формируется целостного профессионального сознания, где органично взаимодополняли бы друг друга разные формы и методы работы, где совмещалось бы всё то позитивное, что накоплено в разных направлениях психологии и в разных научных школах.
Одним из вариантов рассогласования (дисгармонии) профессионального развития психолога, по мнению И. В. Вачкова и др., может быть чрезмерное увлечение «психологическим знанием», стремление стать «эрудитом» без соотнесения этого знания с реальными психологическими проблемами, неспособность полноценно применять метод научного познания. Речь идёт о так назы-ваемых психологических «качках», которые наполняют, «накачивают» себя знаниями часто бессистемными и бессмысленными, не имея определённой цели, смыла, ради которых и могли бы применяться эти знания. В итоге получается «знания ради самих знаний» (И. В. Бачков и др., 2002).
Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления. Известно, что эксплуатация какого-то качества ведёт не только к его тренировке и развитию, но и с какого-то момента - и к угасанию. Во-первых, это качество или умение постепенно переходит на стадию автоматизма, выполняется неосознанно и начинает развиваться по своим законам, что не требует от профессионального психолога дополнительных напряжений. В результате такое качество может просто остановиться в своём развитии. Во-вторых, выполнение одной и той же работы при эксплуатации одних и тех же качеств может привести к тому, что психолог становится «противен самому себе». В результате чего может даже сформироваться на бессознательном уровне некоторая «ненависть» к отдельным видам повторяющейся изо дня в день работы, а заодно и «ненависть» к отдельным своим качествам, используемым в этой работе.
Искажённое профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности. Специалисты обычно выделяют и анализируют негативные качества, формирующиеся в работе педагогов (А. В. Гришин 2024)
- авторитарность, проявляющаяся в жёсткой централизации учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, указаний, рекомендаций;
- демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя;
- педагогический догматизм - склонность к упрощению проблем, применению уже известных приёмов без учёта всей сложности педагогической ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании психолого педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с увеличением стажа работы в одной должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера;
- доминантность обусловлена выполнением властных функций. В большей мере проявляется у холериков и сангвиников. Она может развиваться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа педагога создаёт благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти;
- педагогическая индифферентность, характеризующаяся эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся;
- консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям. В деятельности психолога может проявляться в неприятии новых теорий, технологий диагностики и коррекции психики и поведения, методов исследования и воздействия на личность или группы людей;
- педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим ученикам, в приверженности к «карательным» воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения;
-ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погружённости в профессию, фиксации на собственных проблемах, в неспособности и нежелании понять другого, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Последнее довольно ярко проявляется и в работе некоторых психологов в жёстком ролевом поведении;
- социальное лицемерие, проявляющееся в морализировании, неискренности чувств и отношений, когда на уроках приходится говорить то, во что педагог сам уже давно не верит;
- поведенческий трансфер характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих учащимся;
-дидактичность, выражающаяся в стремлении учителя всё объяснять самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании.
Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции). В работе, как педагога, так и психолога такие деформации вполне реальны, хотя бы потому, что психогигиенические нормы нагрузки ещё очень плохо разработаны. У психолога это может проявляться в том, что из-за накопившихся проблем (и эмоциональной усталости) он постоянно начинает переносить своё настроение на других людей, в частности на доверившихся на ему клиентов.
Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности (А. К. Маркова, 1996). В психологии возможны и случаи развития психических заболеваний, причиной чему обычно служит нервное истощение из-за чрезмерного усердия и самоотдачи «ради интереса и блага клиентов», но в ущерб своим собственным интересам. Иногда причиной психических заболеваний психологов (и даже некоторых «впечатлительных» студентов) может быть слишком сильный шок от «кризиса разочарования» в психологии и неспособность перейти с восторженно-романтического уровня на уровень настоящего творчества (См. И. В. Бачков, И. Б. Г риниту н, Н. С. Пряжников, 2002).
В книге Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк «Психология профессиональных деструкций (2005) отмечено, что «к профессиональным деструкциям, относятся профессиональные деформации, профессионально обусловленные акцентуации, выученная беспомощность, профессиональная отчужденность и стагнация». Однако следует заметить, что предлагаемое в дальнейшем рассмотрение указанными авторами данных видов деструкций несколько отклоняется от ими же предложенного выше перечня, нарушая, на наш взгляд, логику и последовательность рассуждений. Так, в представленном выше перечне не указан такой вид рассматриваемых авторами деструкций как «профессиональная некомпетентность». О стагнации в профессиональной деятельности речи отдельно, как о других деструкциях, нет, она рассматривается в контексте профессиональной некомпетентности. Далее, трудно понять, почему в раздел «Виды (выделено нами) профессиональных деструкций личности» авторы включили «Деструкции на разных стадиях профессионального становления».
Тем не менее, справедливо будет сказать, что в настоящее время никто кроме названных выше авторов так глубоко и всесторонне не рассмотрел и не проанализировал психологические проблемы профессиональных деструкций.
Предлагая свою попытку анализа профессиональных де-струкций психолога, мы опираемся всё же на трактовку Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк, хотя и с некоторыми уточнениями. К профессиональным деструкциям психолога мы относим, прежде всего, профессиональные деформации, профессионально обусловленные акцентуации, профессиональную некомпетентность, профессиональную беспомощность.