Приложение МААМ

Специфика профессиональной деятельности педагога, отпечаток на человека, как субъекта этой деятельности

Александр Владимирович Гришин
Специфика профессиональной деятельности педагога, отпечаток на человека, как субъекта этой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Многогранно влияя на личность, профессиональная деятельность предъявляет к ней определённые требования, тем самым преобразуя весь облик личности профессионала. Результатом может стать не только личностное развитие, профессиональный рост, но возможны и негативные для человека последствия. Вряд ли можно найти какую-либо профессию, которая вообще не имела бы для представляющего её человека отрицательных последствий. Те профессии, где отрицательные изменения в личности преобладают над положительными, как правило, и вызывают так называемые профессиональные деструкции.

Публикация «Специфика профессиональной деятельности педагога, отпечаток на человека, как субъекта этой деятельности» размещена в разделах

По мнению Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк, освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре субъекта деятельности. Эти изменения имеют, с одной стороны, положительный характер, когда происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешности в деятельности, с другой - негативный характер, проявляющийся в изменении, подавлении и даже разрушении отдельных компонентов структуры личности. Эта группа негативных изменений определяется как профессионально обусловленные деструкции.

Профессиональные деструкции, таким образом, - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 2005).

Обобщив исследования нарушений профессионального развития личности, А. К. Маркова выделила следующие тенденции профессиональных деструкций.

Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами. Для психолога это может быть связано с тем, что в работе многое надоедает, теряется мотив освоения новых способов, методов работы, стремление решать новые проблемы.

Дезинтеграция профессионального развития, распад про-фессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты. В профессии психолога опасность «ложных смыслов» и «нереалистических целей» особенно велика. Когда нередко возникает стремление «оторваться от реальности» или «создавать иную реальность».

Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, результатом чего является полная или частичная дезадаптация. Нередко у психологов развито некоторое профессиональное высокомерие по отношению к представителям других профессий, и опасность такой деструкции вполне реальна.

Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера «забегает» вперёд, а другая отстаёт (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания). У психологов нередко случаются ситуации, когда в работе используются только так называемые «забавные» методы работы, с помощью которых, как кажется, легко завоевать дешёвую популярность и «любовь» клиентов или когда студенты-психологи изучают только «интересные» курсы, а «скучными» дисциплинами и спецкурсами откровенно пренебрегают. В результате не формируется целостного профессионального сознания, где органично взаимодополняли бы друг друга разные формы и методы работы, где совмещалось бы всё то позитивное, что накоплено в разных направлениях психологии и в разных научных школах.

Одним из вариантов рассогласования (дисгармонии) профессионального развития психолога, по мнению И. В. Вачкова и др., может быть чрезмерное увлечение «психологическим знанием», стремление стать «эрудитом» без соотнесения этого знания с реальными психологическими проблемами, неспособность полноценно применять метод научного познания. Речь идёт о так назы-ваемых психологических «качках», которые наполняют, «накачивают» себя знаниями часто бессистемными и бессмысленными, не имея определённой цели, смыла, ради которых и могли бы применяться эти знания. В итоге получается «знания ради самих знаний» (И. В. Бачков и др., 2002).

Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления. Известно, что эксплуатация какого-то качества ведёт не только к его тренировке и развитию, но и с какого-то момента - и к угасанию. Во-первых, это качество или умение постепенно переходит на стадию автоматизма, выполняется неосознанно и начинает развиваться по своим законам, что не требует от профессионального психолога дополнительных напряжений. В результате такое качество может просто остановиться в своём развитии. Во-вторых, выполнение одной и той же работы при эксплуатации одних и тех же качеств может привести к тому, что психолог становится «противен самому себе». В результате чего может даже сформироваться на бессознательном уровне некоторая «ненависть» к отдельным видам повторяющейся изо дня в день работы, а заодно и «ненависть» к отдельным своим качествам, используемым в этой работе.

Искажённое профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности. Специалисты обычно выделяют и анализируют негативные качества, формирующиеся в работе педагогов (А. В. Гришин 2024)

- авторитарность, проявляющаяся в жёсткой централизации учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, указаний, рекомендаций;

- демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя;

- педагогический догматизм - склонность к упрощению проблем, применению уже известных приёмов без учёта всей сложности педагогической ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании психолого педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с увеличением стажа работы в одной должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера;

- доминантность обусловлена выполнением властных функций. В большей мере проявляется у холериков и сангвиников. Она может развиваться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа педагога создаёт благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти;

- педагогическая индифферентность, характеризующаяся эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся;

- консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям. В деятельности психолога может проявляться в неприятии новых теорий, технологий диагностики и коррекции психики и поведения, методов исследования и воздействия на личность или группы людей;

- педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим ученикам, в приверженности к «карательным» воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения;

-ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погружённости в профессию, фиксации на собственных проблемах, в неспособности и нежелании понять другого, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Последнее довольно ярко проявляется и в работе некоторых психологов в жёстком ролевом поведении;

- социальное лицемерие, проявляющееся в морализировании, неискренности чувств и отношений, когда на уроках приходится говорить то, во что педагог сам уже давно не верит;

- поведенческий трансфер характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих учащимся;

-дидактичность, выражающаяся в стремлении учителя всё объяснять самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании.

Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции). В работе, как педагога, так и психолога такие деформации вполне реальны, хотя бы потому, что психогигиенические нормы нагрузки ещё очень плохо разработаны. У психолога это может проявляться в том, что из-за накопившихся проблем (и эмоциональной усталости) он постоянно начинает переносить своё настроение на других людей, в частности на доверившихся на ему клиентов.

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности (А. К. Маркова, 1996). В психологии возможны и случаи развития психических заболеваний, причиной чему обычно служит нервное истощение из-за чрезмерного усердия и самоотдачи «ради интереса и блага клиентов», но в ущерб своим собственным интересам. Иногда причиной психических заболеваний психологов (и даже некоторых «впечатлительных» студентов) может быть слишком сильный шок от «кризиса разочарования» в психологии и неспособность перейти с восторженно-романтического уровня на уровень настоящего творчества (См. И. В. Бачков, И. Б. Г риниту н, Н. С. Пряжников, 2002).

В книге Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк «Психология профессиональных деструкций (2005) отмечено, что «к профессиональным деструкциям, относятся профессиональные деформации, профессионально обусловленные акцентуации, выученная беспомощность, профессиональная отчужденность и стагнация». Однако следует заметить, что предлагаемое в дальнейшем рассмотрение указанными авторами данных видов деструкций несколько отклоняется от ими же предложенного выше перечня, нарушая, на наш взгляд, логику и последовательность рассуждений. Так, в представленном выше перечне не указан такой вид рассматриваемых авторами деструкций как «профессиональная некомпетентность». О стагнации в профессиональной деятельности речи отдельно, как о других деструкциях, нет, она рассматривается в контексте профессиональной некомпетентности. Далее, трудно понять, почему в раздел «Виды (выделено нами) профессиональных деструкций личности» авторы включили «Деструкции на разных стадиях профессионального становления».

Тем не менее, справедливо будет сказать, что в настоящее время никто кроме названных выше авторов так глубоко и всесторонне не рассмотрел и не проанализировал психологические проблемы профессиональных деструкций.

Предлагая свою попытку анализа профессиональных де-струкций психолога, мы опираемся всё же на трактовку Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк, хотя и с некоторыми уточнениями. К профессиональным деструкциям психолога мы относим, прежде всего, профессиональные деформации, профессионально обусловленные акцентуации, профессиональную некомпетентность, профессиональную беспомощность.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика профессиональной деятельности педагога, отпечаток на человека, как субъекта этой деятельности
Опубликовано: 29 мая 2024 в 12:25
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика профессиональной деятельности педагога, отпечаток на человека, как субъекта этой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД