Инна Пегова
Специфика педагогической деятельности воспитателя на занятиях по физической культуре
▼ Скачать +Заказ
«Воспитатель сам должен быть тем, кем он
хочет сделать воспитанника… или, по крайней
мере, всеми силами к тому стремиться»
Н. Г. Чернышевский.
Всестороннее развитие ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, воспитываются физические качества. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой.
Публикация «Специфика педагогической деятельности воспитателя на занятиях по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Эффективность воспитательно-образовательного процесса в детском саду во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать образовательную деятельность с детьми с активным отдыхом. В результате непосредственно образовательной деятельности, связанной с длительным поддерживанием статической позы, у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Необходимо иметь в виду физическую нагрузку на протяжении всего дня, которая гарантировала бы активный отдых детей, повышение физической и умственной работоспособности. Недопустимы переутомление, перегрузка ребенка. Педагог должен подметить признаки усталости детей и переключить их в более спокойную деятельность. Нагрузка должна регулироваться в соответствии с возрастом детей, физической подготовленностью, состоянием здоровья.
Чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического развития, необходимо следить за целесообразным чередованием работы и отдыха.
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, улучшается физическое развитие, воспитанию положительных морально- волевых качеств. Очень ценно, что занятия и физические упражнения формируют у дошкольников положительные черты, создают благоприятные условия для дружеских отношений в коллективе, взаимосвязь. В детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре и потребность к самостоятельным занятиям. Достичь этого не трудно, если воспитатель поистине понимает значимость физических упражнений для здоровья ребенка. Заниматься спортом в прямом смысле слова не рекомендуется для детей дошкольного возраста, но элементарные действия в упражнениях, отдельные элементы не только возможны, но и целесообразны. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физической подготовке и развития, задач физического воспитания и специфика дошкольного учреждения. Положительные эмоции являются важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия, детям интересно на занятиях, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствия. Скука приходит тогда, когда ребенок остается без дела, когда его заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятий с желанием продолжить его.
Занятие должно проходить как занимательная игра.
Воспитателю важно хорошо разбираться в вопросах физического воспитания детей, т. к. активная двигательная деятельность тесно связана с психическим и физическим развитием ребенка. Нужно любить свое дело, стараться сделать так, чтобы дети полюбили физическую культуру и спорт, возникла потребность к физическим упражнениям. Согретое теплотой личного убеждения слово воспитателя быстро проникает в душу ребенка и становится притягательной силой к физической культуре.
Побуждая детей к физическому развитию, воспитатель и сам должен стремиться иметь гармонично развитые формы тела, правильную осанку, естественную манеру держаться и двигаться. Для этого воспитатель сам должен систематически заниматься любым видом спорта, доступным возрасту, состоянию здоровья.
Движения воспитателя- эталон для ребенка, дети стараются подражать педагогу, воспроизводить движения. Если из-за возраста, состояния здоровья или других объективных причин воспитатель не может образцово выполнять упражнения, лучше подготовить ребенка заранее и доверить показ ему.
Педагог должен уметь : отбирать материал в соответствии с поставленными задачами и физической подготовленностью детей; преподносить знания детям на уровне современных требований; составлять планы и конспекты занятий учитывая физическую подготовленность, возрастные особенности и поставленные задачи.
Успех во многом зависит от того, в какой мере сформированы методические умения воспитателя : объяснить и провести упражнения в сочетании с правильным дыханием, подбор упражнений для совершенствования движений, использование подвижных игр.
Необходимо принять все меры предосторожности, исключить возможность травматизма: хорошо оборудовать место для проведения физической культурой.
Правильные отношения между педагогом и детьми строятся на основе высокой требовательности педагога и обязательно уважением к ребенку. Благожелательный тон, моральная поддержка при неудаче, поддерживает уверенность в своих силах, благоприятствует созданию атмосферы оптимизма, жизнерадостности, неиссякаемой энергии детей.
Ребенок постепенно готовиться к такой деятельности, он нередко нуждается в моральной поддержке и советах воспитателя. Хороший воспитатель умеет создавать правильные взаимоотношения между детьми, помочь ребенку найти выход из сложившейся ситуации, поддержать уверенность в своих силах как физически сильных, так и более слабых детей
Вся работа воспитателя по физической культуре должна соответствовать методическим требованиям, служить развитию и укреплению здоровья детей.