Наталья Саунина
Специфика использования пескографии в работе с детьми с ЗПР
Аннотация. Доклад посвящен проблеме коррекции развития детей с ОВЗ посредством использования в работе технологии пескографии.
Abstract.
Ключевые слова: пескография, задержка психического развития, гиперактивные дети, мелкая моторика.
Keywords :
Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Именно в песочнице воплощались наши первые творческие замыслы – рождались песочные замки, стряпались песочные пряники, строились целые песочные города. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для здоровья и развития детей.
Публикация «Специфика использования пескографии в работе с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.
Песок – загадочный материал, он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Зачастую детям нравится даже само прикасание к песку, нравится ощущать струящийся песок между пальцев. Песок – прекрасный антистресс: он даёт эффект «заземления», убирает напряжение и излишнее возбуждение нервной системы. Игры с песком – это очень бережный и экологичныйспособ оздоровления психики для людей любого возраста.
Существует целое направление, в котором применяются все вышеперечисленные свойства песка – «пескография». Речь идет о столе с самыми разными подсветками рабочей поверхности. Благодаря им, можно свободно рисовать, используя в качестве основного инструмента песок.
Рисуя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее доступной для ребенка форме передаем ему знания.
Занятия песочной графикой позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного времени. В этой деятельности ребенок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышается результативность в усвоении знаний.
Ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Это влияет на его саморегуляцию, а в дальнейшем, на ускорение темпа адаптации к обучению в школе.
Рисование на песке для детей с задержкой психического развития (ЗПР)— занятие не просто увлекательное, это еще и открытие нового мира — волшебного мира, где нельзя ничего сломать или разрушить, а напротив, можно создать то, о чем давно мечтал. Тут не нужна резинка или запас чистой бумаги, чтоб исправить ошибку. Достаточно всего лишь разровнять песок — и можно начинать заново. Именно поэтому такие занятия идеально подходят для стеснительных и боязливых детей. У многих наших воспитанников присутствует так называемый «страх белого листа», ведь лист изначально «грязный», да и даже если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить.
Песочная графика очень полезна гиперактивным детям. Занимаясь этим видом творчества, наши воспитанники с пользой тратят лишнюю энергию и успокаиваются. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно — логического мышления ребенка.
Песок позволяет дольше концентрировать детское внимание. Самое главное заключается в том, что песочное рисование дает возможность ребенку ощущать себя успешным, помогает развить свою индивидуальность.
В отличие от обычного рисования, пескография предполагает работу одновременно обеими руками, поэтому работают оба полушария мозга, развивается координация движений, пластика. А так как процесс рисования происходит в затемненном помещении, с использованием подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.
Во время рисования песком на стекле ребенок избавляется от негативных эмоций, успокаивается, учится лучше понимать себя. Шелест мягкого песка, неспешность, спокойствие вводит маленького человека в состояние легкой расслабленности.
Наши воспитанники учатся создавать прекрасные песочные «картины», а это помогает развитию эстетического и художественного восприятия. Рисуя, ребенок испытывает удовольствие и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям.
Кроме того, рисование песком на стекле развивает мелкую моторику: песок стимулирует нервные окончания на пальцах, что в свою очередь улучшает работу мозга, позволяет развивать память, пластику, координацию.
Работа по обучению рисованию песком строилась поэтапно. На начальной стадии главной нашей задачей было вызвать интерес и положительные эмоции, рассказать, что и как можно делать на песочном столе, познакомить с оборудованием, правилами безопасности.
Мы использовали несложные приемы для ознакомления ребят с песком : здоровались с песочком, гладили его, согревали в кулачке, пропускали между ладонями, слушали, как он разговаривает, шепчет. Нашим детям очень понравилось веселить песок, щекотать сначала одним пальцем, потом всеми, двумя руками.
Мы «скользили» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, как змейка и т. д.). Рисовали обеими руками сразу, одновременно использовали несколько пальцев, дорисовывали образы в фигурах, полученных с помощью трафаретов, перетирали его, «солили», сыпали струйкой на стол, на пальчики, на ладонь и т. д.
Создавали пальцами, ребрами ладоней, кулачками всевозможные узоры и формы (дорожки, заборчики, тропинки, горы, ручейки, реки).
Для изображения предметов и явлений использовали дополнительные предметы, например звездопад мы изображали с помощью резинового колючего мяча, трассу - кирпичика, а тонкие детали прорисовывали кистью.
Не остались без внимания и другие материалы: сито, морские камни и ракушки, мелкие животные, мерная ложечка, детские лопатки и грабли, песочный карандаш, различные формочки, бусы, разноцветные камни, трафареты, рамки, стилусы для песка, скребки для песка, валики для песка, зеркало (отражение половинки, другими словами, все то, что ребенок может использовать, воплощая идеи.
Образовательная деятельность мы старались строить на основе сказок или волшебных историй, которые способствуют не только развитию фантазии и речи у детей, но и более глубокому их раскрытию. Когда ребенок работает с элементами анимационной терапии, он сам придумывает и оживляет сказочные сюжеты. К нам в гости приходит игрушка-посредник – это и «Песочная фея», и «Хозяйка песочницы», и «Королева песочного мира», и «Песочный человечек». Волшебные герои задают вопросы, рассказывают о каком-либо событии, загадывают загадки, знакомят с правилами. Для повышения позитивного настроя мы отправлялись путешествовать по «Песочной стране».
Важную роль играет музыкальное сопровождение. Музыку подбираем с учетом тематики и используем на протяжении всей деятельности. Как правило, это релаксационная музыка, которая стимулирует воображение, помогает расслабиться и является дополнительной сенсорной стимуляцией.
После успешного выполнения начального этапа обучения и овладения навыками работы мы переходили к усложнениям. Вводили цвета и дополнительные детали, предлагали воспитанникам поэкспериментировать с цветным песком, или же с использованием (как подложки) цветной бумаги, полупрозрачных и морских камней.
Работая в данном направлении, мы привлекли родителей. Ведь рисовать песком можно и дома, заменив его на манку, мелкую крупу или соль. Вместо специальных световых столов рекомендовали использовать зеркало, поднос или поверхность стола с бортиками. Дети с удовольствием приносили в детский сад фотографии с песочными рисунками, выполненными дома вместе с родителями. Рекомендации, игры и упражнения мы помещали на сайте детского сада.
В заключение, хотелось бы напомнить всем педагогам и родителям о противопоказаниях для работы с песком. Не рекомендуется заниматься на световом столе детям с высоким уровнем тревожности, с тяжелыми психоневрологическими нарушениями, астмой, аллергическими и кожными заболеваниями, порезами рук.
Универсальность использования песочного стола зависит от творческого подхода педагога к занятиям. Чем разнообразнее педагогические приемы, тем интереснее проходит процесс обучения и развития.
Литература
1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Т. М. Грабенко «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь» 2005 год
2. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Т. М. Грабенко «Игры в сказкотерапии» СПб 2008
3. М. В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми» 2006
4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013