Голуб Эльвира
Специальная индивидуальная программа развития
▼ Скачать + Заказать документы
2.1 Речь и альтернативная коммуникация
Программа рассчитана на 66 часа, из расчета 2 часа в неделю и предполагает решение следующих задач:
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умения, ориентироваться в задании, выполнять работу в соответствии с образцом, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Преодоление интеллектуальной пассивности. Развитие памяти на последовательность действий, понятийного мышления, устойчивости внимания, воображения и, как следствие, коррекция индивидуальных отклонений.
Публикация «Специальная индивидуальная программа развития» размещена в разделах
Развитие стремления к постоянному общению с книгой (вырабатывать чувство удовольствия при прослушивании произведений детской литературы и устного народного творчества.)
Подготовка базы для успешного овладения элементами письма и чтения. Развитие зрительно-моторной координации, артикуляционного аппарата, фонематического слуха.
Содержание программы по разделам
Раздел Краткое содержание раздела Требования к уровню
подготовленности
учащихся
Повторение Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их. Развитие умения держать карандаш. Рисование геометрических предметов на альбомном листе. Умение выполнять движения пальцами по подражанию. Правильно держать письменные предметы. Рисовать геометрические фигуры по контуру.
Прослушивание сказок, подражание голосам героев. Работа с шаблоном. Проведение линий, по контуру. Развитие умения менять направление карандаша в зависимости от трафарета. Учить выполнять простые речевые конструкции. Учить закрашивать лист с ограничением поверхности. Учить выполнять движения кистями рук, используя карандаш по подражанию.
Письмо наклонной линии. Работа с письменными принадлежностями. Упражнения для развития и координации движений кисти руки: изображение из пальчиков животных и других предметов и их называние. Работа ручкой на листе бумаги. Дифференциация речевых звуков.
Вычерчивание горизонтальных линий на листе бумаги. Умение выполнять действие по подражанию. Различать речевые звуки. Правильно вычерчивать горизонтальные линии.
Дифференциация сходных по звучанию предложений, отнесение с картинками.
Построение простых предложений. Составление предложений с употреблением косвенных падежей. Составление предложений на заданную учителем тему. Дополнение предложений по 1-2 вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Умение закончить предложение или дополнить его; ответить на заданные вопросы. Умение строить предложение, составлять рассказы. Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать его.
Предметные результаты освоения программы
• Уметь выполнять знакомые движения руками и пальцами по подражанию и образцу. Уметь проводить карандашом непрерывную линую от начала до конца разной ширины;
• Уметь показывать и называть по просьбе учителя геометрические фигуры.
• Уметь выполнять определённые действия с мелкими предметами (сортировать, выкладывать по контуру, перекладывать в емкость);
• Уметь написать по образцу основные элементы букв;
• Уметь слушать чтение небольших произведений детской литературы и устного народного творчества.
Личностные результаты:
• овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
• сформированность навыков сотрудничества с учителем на уроке;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося;
• проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
2.2 Окружающий социальный мир
Программа рассчитана на 66 часов, занятия два раза в неделю.
Программа носит практическую направленность, тесно связана другими учебными предметами, жизнью. Готовит к овладению трудовыми навыками.
В процессе обучения предмету учащийся осваивает простейшие фразы – просьбы, фразы – приказания и их выполняет. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьников и необходимы в жизни. На уроках применяются логопедические минутки.
Цель программы : использование знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи программы :
• умение выбирать предметы по словесной инструкции;
• умение жестами отвечать на вопросы учителя;
• разучить простейшие фразы – просьбы (дай, на, где, что).
Содержание программы по разделам
Раздел Краткое содержание раздела
Требования к уровню подготовленности
учащихся
Действие по подражанию Упражнения в подражательных движений рук, кистей, действия с предметами по показу, упражнения на открывание и закрывание предметов. Уметь открывать и закрывать предметы по подражанию и с помощью учителя.
Игры на развитие мелкой моторики рук Работа с деревянными пазлами, пирамидками, бусами, шнуровкой. Уметь собирать пирамидки, разрезные картинки, пазлы, нанизывать бусы на проволоку.
Форма и цвет. Группировка предметов по цвету, объемные и плоские предметы, работа с мозаикой, простейшими настольными играми. Различать 1 – 3 цвета и основные геометрические фигуры.
Величина предметов.
Сравнение предметов по размеру, путем сравнения, наложения. Уметь различать предметы по величине.
Пространственное расположение. Право, лево, верх, низ, далеко, близко и т. д. Уметь ориентироваться в пространстве.
Планируемые предметные результаты освоения программы :
• научиться собирать пирамидки, разрезные картинки, пазлы, нанизывать бусы на проволоку,
• научиться ориентироваться в пространстве;
• научиться различать 1 – 3 цвета и основные геометрические фигуры;
• научиться открывать и закрывать предметы по подражанию и с помощью учителя;
• научиться различать предметы по величине.
Планируемые личностные результаты освоения программы :
• принятие и освоение социальной роли обучающегося;
• отработать навык сотрудничества с учителем на уроке;
• отработка навыка усидчивости, внимания и старания;
• проявление интереса к различным играм.
2.3 Математические представления
Программа рассчитана на 66 часов, из расчета 2 часа в неделю.
• В процессе обучения математическими представлениями учащийся осваивает:
• понятие о величине (больше – меньше, широкий – узкий, толстый – тонкий); знать право – лево.
• Соотнесение предметов по количеству в пределах 1 - 3 без называния чисел путем наложения и приложения.
• Выбор предметов по заданному признаку, показа основных цветов и величин.
• Складывание разрезных картинок из 2 - 3-х частей.
Содержание программы по разделам
Раздел Краткое содержание раздела
Требования к уровню подготовленности
учащихся
Понятие о величине Понятие о величине: большой-маленький.
Понятие о величине: длинный-короткий.
Понятие о величине высокий-низкий.
Понятие о величине: широкий- узкий.
Понятие о величине: толстый- тонкий.
Понятие о величине : больше- меньше.
Длиннее - короче, одинаково.
Выше - ниже.
Шире - уже. Уметь выделять один и множество предметов из группы по подражанию, составлять группы из отдельных предметов.
Понятие о количестве: много - мало, столько же. Один.
Больше - меньше, поровну.
Пространственные представления: верхний- нижний.
Правый - левый.
Дальше - ближе.
Вверху - внизу.
Выше - ниже.
Справа - слева.
Впереди - позади.
Вперед - назад. Учится различать множество и количество. Учится выделять один предмет из множества.
Соотнесение предметов по количеству в пределах 1 - 3 без называния чисел путем наложения и приложения Понятие веса: тяжелый - легкий.
Тяжелее - легче.
Подбор предметов по заданному цвету: красный.
Подбор предметов по заданному цвету: синий.
Подбор предметов по заданному цвету: желтый.
Подбор предметов по заданному цвету: зеленый.
Подбор предметов по заданному цвету: черный.
Подбор предметов по заданному цвету: белый. Учится различать цвета по заданному образцу, подбирать предметы по заданному цвету.
Формирование умения действовать с предметами разного цвета, формы, величины. Группировка предметов по величине.
Группировка предметов по цвету.
Группировка предметов по форме.
Группировка предметов по величине, цвету, форме.
Закрепление названий, форм, цветов.
Умение выбирать из 5 предметов нужный. Уметь группировать предметы по величине, цвету, количеству и форме.
Предметные результаты освоения программы
• Уметь соотносить предметы по форме, цвету и величине.
• Уметь группировать предметы по количеству на основе образца.
• Уметь собирать геометрические фигуры из 2 – 3 частей.
• Уметь выбирать из нескольких предметов нужный.
Личностные результаты:
• овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
• сформированность навыков сотрудничества с учителем на уроке;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося;
• проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
2.4 Ручной труд.
Программа рассчитана на 33 часа, из расчета 2 часа в неделю и направлена на расширение следующих задач:
• Развитие мелкой моторики рук, совершенствование движения пальчиков, тренировка глазомера.
• Воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, усидчивость, умение работать в коллективе).
• Формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и убирать их по окончанию работы. Знать и выполнять санитарно – гигиенические требования.
Содержание программы по разделам
Раздел Краткое содержание раздела
Требования к уровню подготовленности
учащихся
Упражнения с массажными шариками и пружинками. Упражнения с массажными шариками и пружинками. Закрепление названий пальцев.
Пальчиковый театр "Теремок". Развитие мышц руки и пальцев рук.
Тренажеры для ручной умелости: шнуровка.
Тренажеры для ручной умелости: молнии.
Тренажеры для ручной умелости: кнопки.
Тренажеры для ручной умелости: пуговицы.
Пальчиковые игры и упражнения (выполнение двумя руками). Уметь застегивать и расстёгивать молнию, сжимать и разжимать пружинку по просьбе взрослого. Уметь расстегивать и застегивать пуговицу.
Пластилин Лепка. Навыки работы с пластилином.
Раскатывание прямыми движениями ладоней в руках (палочки).
Раскатывание кругообразными движениями ладоней (мяч).
Вдавливание углубления на поверхность шара (яблоко).
Делить пластилин на части.
Сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпа гриба).
Лепить буквы: А, О, У. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твёрдость.
Уметь лепить из пластилина буквы. Делить материал на части. Производить различные манипуляции с материалом по подражанию.
Работа с бумагой. Работа с бумагой. Сгибание бумаги, разглаживание по месту сгиба.
Изготовление изделий. Книжечка из бумаги 2-х-З-х цветов.
Изготовление закладки.
Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на листе бумаги, образуя рисунок.
Складывание изделий из готовых деталей: грибок.
Складывание изделий из готовых деталей: дом с крышей. Свойство материала: цвет, форма. Раскладывать геометрические фигуры по цвету на листе бумаги. Изгибать и разгибать лист бумаги по подражанию. Соблюдение санитарно - гигиенических навыков.
Работа с бумагой Разметка картона и бумаги по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приёмы обработки углов изделий при окантовке. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке фальцем. Знание свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твёрдость. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе. Назначение окантовки в изделиях из картона Материалы, применяемые для окантовки, клеящие составы. Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков. Правила безопасной работы
Мозаика. Раб. с мозаикой. Выкладывание по показу "Чередующихся рядов" двух цветов мозаики.
Выкладывание узоров по показу и образцу L Свойство материала, используемые при работе: цвет, форма, величина.
Выкладывать узор по подобию и образцу.
Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков
Работа с нитками. Разборка ниток.
Сортировка по цвету.
Намотка на катушку. Свойства материала, используемый при работе: цвет, форма, величина.
Организация рабочего места и соблюдение санитарно - гигиенических навыков.
Предметные результаты освоения программы
• Уметь поочередно выполнять работу по словесной инструкции учителя с показом примеров.
• Уметь пространственно ориентироваться при выполнении плоскостных изделий с помощью учителя.
• Уметь различать формы плоских предметов с помощью и под руководством учителя.
Личностные результаты:
• овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
• сформированность навыков сотрудничества с учителем на уроке;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося;
• проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
2.5 Коррекционно-развивающие занятия
Программа ПКЗ, являясь одним из звеньев целостного коррекционного педагогического процесса, решает задачи развития познавательной сферы в целом, а также профилактики дезадаптации и включения детей в социум и рассчитана на 33 часа.
Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изотерапии даёт педагогу – психологу возможность изучения познавательной, личностной сфер учащихся, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов психологической работы – принцип единства диагностики и коррекции. В целом, программа ПКЗ обеспечивает развитие, коррекцию познавательных процессов, эмоциональной сферы личности, а также поведения детей с интеллектуальными нарушениями с целью дальнейшей их социализации.
Цель курса: адаптация учащихся через развитие когнтивной сферы и личности.
Задачи:
• расширение словарного запаса;
• развитие моторики, графомоторных навыков;
• развитие восприятия формы, величины, цвета, восприятие пространства и времени;
• развитие умения ориентироваться в пространстве;
• развитие зрительной, слухоречевой, двигательно–моторной памяти;
• развитие всех свойств внимания;
• развитие элементарных мыслительных операций;
• формирование навыков самоконтроля и саморегуляции;
• расширение представлений о мире предметов и мире людей (социальном мире);
• формирование коммуникативных навыков и навыков эффективного взаимодействия;
• развитие умения бесконфликтного общения.
Содержание программы по разделам
Раздел Краткое содержание раздела
Требования к уровню подготовленности
учащихся
Развитие восприятия Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Игры с крупной мозаикой. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов. Конструирование фигур из частей. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале. Ориентироваться в предметном мире. Владение способами конструирования и составление целого из частей. Выделение существенных признаков предметов. Разделение предметов по форме, цвету, величине и другим признакам.
Развитие гнозиса и праксиса Ориентировка в собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад). Ориентировка в помещении по инструкции педагога-психолога. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона). Упражнения на формирование умения идти по указанию взрослого по направлению к предмету. Игры и упражнения на развитие умения находить знакомые предметы по их словесному обозначению. Упражнения на развитие умения выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь. Осуществление тактильно-двигательных проб. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Умение ориентироваться в пространстве собственного тела, определение отношения частей тела. Ориентировка в пространстве (малом и большом). Владение понятиями: право, лево, спереди, сзади и т. д. Умение устанавливать причинно-следственные связи, а также выстраивание логических цепочек и последовательности событий. Ориентация во времени по параметрам: времена года, части суток, дни недели, месяцы.
Развитие познавательных процессов Развитие наблюдательности при восприятии (цвета, формы, времени) различного материала. Составление узоров из фигур, чередующихся по форме, цвету, величине; «парадов» из изображений предметов. Нахождение и выделение в тексте (наборе значков) заданной буквы, цифры, формы. Таблицы с изображением предметов с недостающими деталями. Классификация предметов по форме, цвету, величине. Выкладывание изображений из геометрических фигур и счётных палочек. Развитие памяти (зрительной, слуховой). Развитие устойчивости, концентрации внимания, развитие умения действовать по образцу. Формирование произвольности и навыков самокотнтроля и саморегуляции. Овладение общими понятиями, мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Развитие умения переносить усвоенный способ действия в новые ситуации. Умение управлять и контролировать свои реакции: поведенческие, эмоциональные, когнитивные. Умение удерживать и концентрировать внимание на объектах, развитое умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Распределение внимание, выполнение нескольких операций одновременно. Сформированные приемы запоминания на основе зрительных образов и вербальной стороны. Умение обобщать и классифицировать предметы и явления по различным основаниям. Умение переносить усвоенный способ действия на аналогичные или сходные ситуации.
Основные требования к знаниям и умениям
Предметные
• способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
• владение понятиями большой–маленький, высокий– низкий, длинный –короткий, толстый– тонкий, темный–светлый, веселый–грустный, широкий–узкий, тяжелый – легкий, твердый–мягкий и т. д. ;
• умение распознавать основные эмоции;
• умение отличать верно выполненное задание от неверного;
• знание слов, обозначающих пространственные отношения (слева, справа, вверху, внизу, перед, за, на, в, под, над, между, рядом и др.);
• умение классифицировать предметы и их изображения по различным признакам;
• умение выделять существенные признаки, проводить простые аналогии, исключать лишнее слово (при воспроизведении на слух и на зрительной основе, осуществлять классификацию предметов по существенному признаку;
• умение различать и устанавливать последовательность времен года.
Личностные
• умение строить отношения с окружающими;
• умение регулировать свое эмоциональное состояние;
• умение взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• владение навыками эмпатии;
• владение навыками самоконтроля и саморегуляции.
• умение следовать инструкции.