Ольга Зыкова
Создание в ДОО развивающей предметно — пространственной среды в соответствиями с требованиями ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад в достаточном количестве оснащен мягким и жестким инвентарем. Имеется необходимое игровое и физкультурное оборудование, а также методическое обеспечение.
В ДОУ имеются различные помещения:
• Музыкальный зал: оснащен современной аудио и видеоаппаратурой (микшер, колонки – 2 шт., микрофоны); ноутбук; мультимедийное оборудование; аудио и видеотека; музыкальные инструменты: синтезатор, фортепиано; детские музыкальные инструменты: аккордеон, металлофоны, ксилофоны, колокольчики, треугольники и т. д; русские народные инструменты: ложки, дудочки, свистульки, бубны и т. д; набор шумовых инструментов; музыкально – дидактические игры и пособия, наглядный материал и музыкально – дидактические игрушки.
Публикация «Создание в ДОО развивающей предметно — пространственной среды в соответствиями с требованиями ФГОС ДО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• Комната психолога оснащена: персональный компьютер, центр психологической разгрузки, мини-фонтан, подушки «Антистресс», игровые предметы с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобразительной и конструктивной деятельности ребенка, сюжетные игрушки, дидактические игры «Наши чувства и эмоции», «Найди друзей», «Логическое домино» и т. д
• Методический кабинет оснащен: персональный компьютер, нормативные документы, педагогическая и методическая литература, картотека передового педагогического опыта, наглядный и раздаточный материал и т. д. ;
• Медицинский кабинет оснащен: персональный компьютер, медицинские карты воспитанников ДОО, медицинские книжки сотрудников, медикаменты, аптечка первой медицинской помощи.
На территории ДОО имеются:
• Прогулочные веранды: песочницы, игровое оборудование.
• Цветники.
Материально-техническая база ДОО постоянно пополняется:
- Персональные компьютеры (9 шт., ноутбуки (3 шт.)
- Мультимедийная система (3 шт.)
- Экраны для мультимедийного оборудования (4 шт.)
- Спортивный инвентарь
- Музыкальный синтезатор (1 шт.)
- Микрофон (2 шт.)
- Столы и стулья по возрастным группам
- Детские кровати и шкафчики (по количеству воспитанников)
- Музыкальные проигрыватели, телевизоры, видеомагнитофоны по количеству групп
Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО и обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с холлов детского сада. Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада, начинается с оформления холлов. В нашем детском саду оформлены уголки: «Наши интересные новости»; «Наши успехи и достижения»; «Музыка и ребёнок»; «Визитная карточка ДОУ», а также проводятся постоянные тематические выставки художественного творчества наших детей и родителей.
Группы оборудованы детской мебелью, мягким инвентарём в соответствии с СанПиН. При оформлении групповых комнат воспитатели исходят из требований безопасности используемого материала для здоровья воспитанников, а так же характера образовательной модели, которая лежит в основе планирования и оборудования детского сада.
Имеется достаточное количество методической литературы и учебно-наглядных пособий для обеспечения образовательного процесса в ДОО. Ведется их пополнение в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
1. содержательно насыщенной;
2. трансформируемой;
3. полифункциональной;
4. вариативной;
5. доступной;
6. безопасной.
1. Насыщенность РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В ДОО она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивать эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.
В ДОО созданы все необходимые условия для развития детей раннего возраста.
В группах имеется игровой материал для познавательного развития воспитанников : мозаики, матрешки, мячи разных размеров, разноцветные кубики, крупные машинки, игрушки-каталки, сенсорные коврики, вкладыши, ящички для проталкивания геометрических форм.
Имеется игровой материал для сюжетных игр: куклы, игрушки - животные крупных размеров, крупная игрушечная мебель, предметы уюта крупных размеров.
В группах дошкольного возраста имеется материал:
Для познавательно- речевого развития : наборы счётного материала,комплекты игр-головоломок, наборы цветных счётных палочек Кюизенера, логические блоки геометрических форм (блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор», весы, измерительные материалы, комплекты тематических карточек, наборы для экспериментирования и исследования (воронки,пипетки, пробирки. микроскопы, настенными планшетами, крупно-габаритными конструкторами, развивающими наборами (конструктора по теме, игровыми модулями (стройка, МЧС, спец. техника,космосип. п.).
Для социально-коммуникативного развития : комплектами дидактического материала по патриотическому воспитанию, комплектами демонстрационного материала по темам (дети, труд взрослых, мир вокруг нас, дорожное движение) .
Для художественно- эстетического развития : наборы кукольного театра,комплект демонстрационного материала по изодеятельности,учебно-методические комплекты на темы «времена года», «жанры живописи», комплекты изделий народных промыслов., музыкальные инструменты (бубен,игровые ложки, маракас, треугольники, музыкальные колокольчики, металлофон, наборы перчаточных кукол, синтезатор).
Для физического развития : детские тренажёры, шведская стенка, комплекты детских спортивных игр, наборы для общеразвивающих упражнений, баскетбольная стойка с регулируемой высотой, тактильные дорожки.
2. Предметная развивающая среда ДОУ открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле является полифункциональной. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется в ДОУ с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.
3. Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин». Активно используются в игровой деятельности имитаторы жилища (ширма-домик, переносная палатка, модули, мягкий строительный материал для моделирования пространства самим ребенком).
4. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр., наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т. к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.
В группах постоянно действуют тематические выставки (в соответствии с комплексно – тематическим планированием образовательной деятельности с детьми) в качестве ориентира, которые отражают тему недели и стимулируют поиск необходимых игровых материалов.
В группах организованы развивающие центры : «Центр движения «Спорт-мастер», Центр безопасности жизнедеятельности «Служба спасения», Центр природы «Зелёная оранжерея», Центр «Наша планета Земля», Центр речи и грамотности «Будем говорить правильно», Центр литературы «Здравствуй, книжка», Центр творчества «Полочка красоты», Центр музыки «Музыкальная гостиная».
5. Доступность. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в ДОО обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.
6. Безопасность. Среда, окружающая детей в ДОО, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья, т. е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.
Для развития представлений о человеке в истории и культуре имеются: детские энциклопедии, библиотека детской художественной литературы, уголки краеведения в группах.