Безрукавая Светлана
Создание условий позитивной социализации в обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий позитивной социализации в обществе.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, непрерывная жизнь»
Л. Н. Толстой.
Фундаментом развития социальных навыков у ребенка служит развитие у него саморегуляции поведения.
Публикация «Создание условий позитивной социализации в обществе» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Саморегуляция-это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками. Каким же образом решить проблемы социализации в детском саду? Одним из самых главных вопросов для дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день является умение создать условия, для полноценного проживания дошкольного детства и успешной социализации дошкольников. Для успешного развития каждого человека очень важна его социальная среда, его социальное начало. Для некоторых, детский сад, это первое общество, где он должен научиться взаимодействовать со сверстниками, взрослыми. Перед воспитателем стоит огромная задача – создать условия для социализации ребенка в коллективе, в обществе, в мире. Осознать свое место в обществе как индивидуальную личность. Взаимопонимание и сотрудничество в коллективе редко возникает сразу. Это долгий процесс, требующий терпения. На данном пути, самое главное - удержаться от всплесков эмоций и разочарований. В настоящее время, в детском саду используются всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с детьми и родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. В основном, социализация дошкольников осуществляется в игре. Именно в игровом пространстве дети осваивают социальные навыки, учатся взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Например, в ходе проведения дидактической игры - дети учатся работать в парах; при проведении сюжетно-ролевой игры – учатся распределять роли; при проведении подвижной игры, дети учатся соблюдать правила игры и т. д. С помощью коммуникативных навыков устанавливают контакты с другими детьми, формируется умение слушать и слышать других, распознавать эмоциональные переживания и выражать собственные эмоции. Задача воспитателя: обогащать предметно пространственную среду и мотивировать самого ребенка для саморазвития и взаимодействия. От успешной социализации зависит дальнейшее развитие ребенка, раскрытие его способностей, становление личности в целом. Моей основной задачей сегодня, становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения со сверстниками.
В своей работе я применяю различные педагогические технологии развития личности. Одна из них: «Детский совет». Что такое «Детский совет»? Это технология, которая объединяет детей и взрослых вокруг обсуждения проблемы и принятия решений. Где, каждый ребенок вносит свой вклад в совместную работу, выражает свое мнение и делится своими планами.
Для того, чтобы образовательный процесс был продуктивным, у детей должен быть интерес к тому, что они слышат, видят, делают. Самым первым шагом к зарождению интереса является самостоятельный выбор. Организация образовательного процесса на основе свободного выбора дает возможность детям пробовать, делать и находить ответ. Для этого, в своей практике я использую «Колесо выбора».
Утром, на ковре, дети собираются по специальному звоночку. Существуют специальные правила поведения,созданные самими детьми, которые помогают воспитанникам сделать образовательный процесс более плодотворным. После сигнала дети рассаживаются поудобнее и начинается беседа: «Кто хочет поделиться новостями?», «Что вы видели, по дороге в детский сад?», «Как у вас настроение?». Такое начало утреннего круга позволяет слышать друг друга, учит вести диалог. Дети уже знают, что тему образовательной деятельности предлагает воспитатель, а дальше все в их руках. Дети рассуждают, прислушиваются к мнения остальных. Так же я использую технологию модель «Трех вопросов», которая обговаривается с детьми заранее, в пятницу во второй половине дня. В выходные дни дети с родителями начинают обсуждать тему. Образовательную неделю ребенок начинает со своим «багажом знаний», и родители включаются в образовательный процесс. Далее ребенок делает выбор центра активности. В этом им помогает «колесо выбора». Это круг, на котором отмечены центры и ребенок сам выбирает, что он хочет сделать по данной теме. После работы в центре, мы снова собираемся на «рефлексивный круг» для демонстрации и обсуждения работ детей, своего труда, обсуждения результатов. Здесь каждый ребенок анализирует свою работу, свои достижения: что у него получилось, что помешало в достижении результата. Моя роль заключается в том, чтобы стимулировать интерес детей к каждой работе. Делать акцент на труд каждого ребенка и индивидуальность каждой работы.
Обобщая свой опыт, я пришла к выводу, что технология «Детский совет» способствует позитивной социализации ребенка сначала среди сверстников, потом среди взрослых и в итоге в обществе. Можно сказать, что данная технология предоставляет не только возможность развивать познавательную инициативу детей, но и формирует умение социализироваться в обществе. Создавая условия для развития личности с учетом индивидуальных возможностей, ребенок развивается, социализируется и учится находить решения или ответы.