Анастасия Тетельбаум
Создание условий по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий по реализации образовательной области
Педсовет № 3
учебный год 2021-2022
Подготовила: Тетельбаум А. А.
Создание условий по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
(раздел ознакомление с окружающим социальным, природным, предметным миром)
План:
1. Анализ содержание психолого-педагогической работы по трем разделам: ознакомление с окружающим-социальным, природным, предметным миром.
Темочки:
2 «Квест-игра» – новая образовательная технология при ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим социальным, природным, предметным миром.
1.
Цели и задачи познавательного развития в разных возрастных группах
Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
В первой и второй младших группах (2–4 года) особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т. е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены. Поэтому для воспитанника 2–4 лет задачи познавательного развития будут следующими :
создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;
поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.
В средней группе (4–5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас. Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:
обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
формировать и расширять представления о себе, своей семье, гендерной принадлежности;
поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;
способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.
В старшей группе (5–6 лет) ребята не менее любознательны, чем на предшествующих этапах дошкольного образования, однако с возрастом у них совершенствуется усидчивость, способность на более длительное время концентрироваться на интересующем предмете, стремление к самостоятельному опытному поиску ответов на вопросы, возрастает чувство ответственности. Актуальны следующие задачи:
расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.) и их причинно-следственных взаимосвязях;
пополнение знаний о планете Земля, о родном городе и своём Отечестве, обычаях и традициях народа;
освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику: находить нужную информацию в справочных источниках, пользоваться детскими энциклопедиями, пытаться выделять основную мысль в материале;
вовлечение ребят в проектную деятельность — как индивидуальную, так и групповую с распределением ролей;
расширение спектра интересующих детей тем, развитие навыка приводить аргументы в беседе.
В подготовительной к школе группе (6–7 лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания ребёнка в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определённому режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию. Ставятся следующие задачи познавательного развития дошкольников :
приумножать знания детей об окружающей среде;
обучить ребят рационально распределять время, составлять план и действовать по нему, делать выводы;
научить воспитанников пользоваться детскими приборами для опытов;
устно комментировать процесс познания в целях развития речевой культуры;
создавать подходящие условия для самостоятельного исследования дошкольниками окружающей среды.
Вывод: для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет. А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе. Средняя группа Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир. Не забываем об эксперименте Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то старшие дошколята, уже способны понять устройство мира.
2.
Игра-повествование в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.
Идея квестов совсем не новая – в советское время были зарницы, ориентирование на местности – это тоже квесты, потом были ролевые игры – это тоже квесты. Компьютерные ходилки – это тоже квесты. Сейчас много таких игр разнообразных : и городское ориентирование, и «Бегущий город», и квесты в комнатах туда же. Закрытые комнаты пока необычны для людей, настораживают, интересуют.
Существует определенная структура игровых квестов:
Наличие интересных героев (люди-актеры, с атрибутами тех героев, которых они изображают)
Наличие наград за проделанные задания (например, жетоны, либо получение части ответа на главный вопрос игры, в конце игры грамоты за места, кубки и т. п.)
Наличие ведущего команды (не подсказчика, а помощника) как придумать запоминающийся квест, который даст возможность взглянуть на привычные вещи по-другому.
Практическая часть:
Педагоги делятся на три команды (жетоны 3х цветов)
Тема «Познавательное развитие»
Необходимы ответы на вопросы:
Определить вид квеста
Придумать имя героя
Назвать 3 черты характера героя
Как герой выглядит
Как герой разговаривает (медленно, быстро….)
Где герой располагается (в зависимости от выбора места проведения квеста)
Загадка о герое
Задача героя (действие команды на месте)
Представление команд
Представление придуманных героев
Определение итогов игры, возможно определение номинаций, наград.
Следует напомнить, что на каждом этапе должно быть поощрение (жетоны, часть итогового задания и т. п.)
Распределение ролей квест игры между участниками, создание графика индивидуальных репетиций, подбора костюмов (определение роли ведущих и лиц, сопровождающих команды).
С какими сложностями они столкнулись.
Современный ребенок, это человек, разбирающийся в большинстве новейших «гаджетов, но при этом, часто используемых не по делу. Главная задача – вовлечь. Вовлечь везде и всюду в деятельность учебную и творческую.
Современным ребятам мало игры по станциям, им интересны более целые сценарии игр, для достижения различных целей. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач.