Хамитова Анна Владиславовна
Создание условий для этнокультурного образования воспитанников ДОУ как фактор детствосбережения
▼ Скачать + Заказать документы
Детствосбережение - является ключевой идеей проектируемой педагогической концепции развития дошкольного образования, определяющим новое качество образования в интересах детства.
Сегодня современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, которые связывали младшие и старшие поколения.
Поэтому в нашем детском саду мы создаем условия для развития этнокультурного образования воспитанников.
Что же такое этнокультурное образование?
Публикация «Создание условий для этнокультурного образования воспитанников ДОУ как фактор детствосбережения» размещена в разделах
Этнокультурное образование – это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путём приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
Очень важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно – воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка.
Этнокультурное воспитание включает в себя знания о следующих элементах культуры:
Материальная культура
- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
- национальный костюм, украшения;
- национальные блюда;
- орудия труда;
- транспортные средства
- труд с учётом его специфики.
Духовная культура
- народные обычаи, праздники, обряды;
- язык, народное творчество (сказки, пословицы, поговорки, детские игры и музыка);
- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества)
Нормативная культура
- общечеловеческие нравственные качества;
- правила общения между людьми.
Таким образом, главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, а так же к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Приобщаясь к народному творчеству дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народа, но также эта деятельность способствует успешному развитию основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательную активность). Русское народное творчество – сказки, песни, игры, легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада. Большое внимание уделяется таким видам работ, как:
- изучение сказок, потешек, поговорок, пословиц;
- знакомство с русскими народными игрушками и играми.
Первое, с чем мы начинаем знакомить детей – это русские народные потешки, песенки, которые мы используем в ходе режимных моментов (во время приветствий, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь и обедая).
Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, поэтому мы их используем как в специально организованной деятельности, так и в течении дня.
В младших группах идёт приобщение детей к народной игрушке – матрешке, пирамидке, каталкам, качалкам, и прочим игрушкам- забавам.
В этом же возрасте дети приобщаются к играм, которые воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости и смекалке.
В играх развиваются инициатива, организаторские способности, выдержка, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это их украшало и способствовало быстрому запоминанию, придавало ритмическую слаженность.
В детском саду для детей проводятся народные праздники: «Колядки», «Масленица», «Осенины», «День Победы» и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками – «Рождество» и «Пасха». С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.