Виктория Логуткова
Создание условий для успешной адаптации детей при переходе из яслей во вторую младшую группу ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для успешной адаптации детей при переходе из яслей во вторую младшую группу ДОУ
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости
и любознательности»
Сухомлинский В. А.
Под адаптацией (от лат. аdaptatiо — приспособление) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Публикация «Создание условий для успешной адаптации детей при переходе из яслей во вторую младшую группу ДОУ» размещена в разделах
Социально — психологическая адаптация представляет собой приспособ-ление личности к социальной среде. Целью любой адаптации является устра-нение или ослабление разрушающего действия факторов среды.
От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Снизить порог регрессии поможет преемственность двух ступеней: группы настоящей и будущей. Нужно показать детям, что детский сад не замыкается в одной группе. Решение данной проблемы мы видим в том, чтобы познакомить детей раннего возраста с условиями новой среды, новыми людьми постепенно.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие зада-чи:
1. Обеспечить эмоциональный комфорт воспитанников в новых условиях.
2. Найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися воспитан-никами в новых условиях.
3. Информировать родителей о прохождении адаптации детей и особенностях того или иного возрастного периода.
4. Оказывать помощь и поддержку, а также формировать активные позиции родителей к процессу адаптации детей.
Очень часто перемены, которые происходят с ребенком (новые помещения, новые взрослые и дети, другой стиль общения, создают для ребенка стрес-совую ситуацию, которая может привести к таким реакциям, как капризы, отказ от еды, психическая регрессия и т д.
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша неза-медлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жиз-ненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям пред-ставляет определённую трудность.
Длительность и характер привыкания детей к новым условиям различны. В значительной мере это зависит от индивидуальных особенностей, опыта об-щения, а также типологических особенностей нервной деятельности.
Анализ поведения детей в привычной для них обстановке - в яслях и в новых условиях - в младшей группе показывает, что уровень игровой деятельности и взаимоотношений в период адаптации (10 - 12 дней) значительно снижается. Наблюдаются затруднения в развитии игр, подборе игрушек, чаще возникают конфликтные ситуации.
Для эффективной работы нами были выявлены следующие условия органи-зации работы с детьми:
1. Взрослые должны быть заинтересованы, увлечены, а так же уметь взаимодействовать друг с другом;
2. Необходимо создать положительно эмоциональные отношения, так как малыши легко заражаются чужими эмоциями. Увидев, как иг-рают другие, ребенок сам включается в игру;
3. Важно учитывать добровольное участие детей;
4. Игры должны создавать атмосферу, в которой развивается дове-рие, самостоятельность, инициатива и готовность помочь;
5. Особенно важно, чтобы ребенок получил удовольствие от иг-ры (ощущал свою значимость и принадлежность к группе, мог внести свой вклад в развитие игры и взаимодействие детей);
6. Игра должна повторяться многократно. Это необходимое условие развивающего эффекта;
7. Необходимо вносить новый наглядный материал, чтобы при по-вторении у детей не пропал интерес к игре, так как воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое;
8. Не надо оценивать детей и добиваться единственно правильного ответа, ведь постоянное оценивание со стороны взрослого мешает де-тям раскрепоститься, выражать собственные мысли и чувства;
9. Заканчивать встречи всегда надо с положительным, радостным, веселым настроением.
В общении с малышами необходимо доступно и выразительно показы-вать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявления добрых чувств и отношений. Воспитатель строит взаимодействие так, чтобы малыш приобрел ценный опыт общения. Такие минуты эмоционального игрового общения сближают детей и воспитателей. Для развития контактов между детьми необходимо помочь им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга.
В этих обстоятельствах малыши на время могут потерять те навыки, которые они приобрели раньше, даже начать скучать. Поэтому педагогу необходимо приложить все старания, чтобы с первых же дней пребывания в но-вой группе вернуть детям спокойное и бодрое настроение. Все, что может доставить им радость, должно быть предусмотрено в обстанов-ке групповой комнаты и на участке.
В первые дни дети особенно нуждаются в индивидуальном внимании, ласке воспитателя; очень хорошо, если воспитатель покажет интересную игрушку, книжку, вместе с малышом построит из кубиков дорожку, покатает на машине мишку и т. д. Только заботливое отношение воспитателя к каждому ребенку помогает вернуть детям положительное эмоциональное состояние. Со временем малыши начинают находить много привлекательного в новой для них обстановке и осваиваются в ней.
Модель организации адаптационного периода
1. Индивидуальный подход к ребенку с учё том знаний особенностей развития ребенка раннего возраста:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
в) использование колыбельных при укладывании детей спать.
2. Игры с воспитателем.
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов пове-дения ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
7. Элементы закаливающих мероприятий.
Модель организации адаптационного периода через режимные моменты
Утро: утренний прием, зарядка, игры с элементами фольклора, развивающие игры, формирование культурно-гигиенических навыков.
Завтрак
Игры-занятия, игры-упражнения в группе
Игровые ситуации, общение
Подготовка к прогулке
Прогулка: игры с элементами фольклора, игры (сюжетно-ролевые, дидакти-ческие, подвижные, игры с водой и песком, наблюдения, развлечения, бесе-ды, опыты и эксперименты, закаливание (воздушные, солнечные ванны).
Обед
Формирование культурно-гигиенических навыков
Разминка после сна, закаливающие процедуры
Полдник
Элементы театрализованной деятельности
Художественно-творческая деятельность
Игры
Общение детей
Уход домой
Формы работы в этот сложный для детей период должны стать пре-имущественно индивидуальными или подгрупповыми (с 3-4 детьми). Это может быть такая разнообразная деятельность как:
На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, способствуют стабилизации эмоционального состояния, делает течение адаптации более легким.
• Сенсорные игры (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
• Пальчиковые игры.
• Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).
• Рисование карандашами, восковыми мелками и красками, работа с пластилином.
• Слушание негромкой, спокойной музыки, развитие движений.
Также обязательно применение таких форм работы как:
• Элементы телесной терапии (обнять, погладить). С помощью телесно-ориентированной терапии улучшается самочувствие малышей.
• Элементы театрализованной деятельности, показ настольного теат-ра «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».
• Релаксационные игры (массажные мячики, кинетический песок, игры с водой)
Игры с кинетическим песком, которые действуют на детей умиро-творяюще. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в пе-риод адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее дей-ствие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. В этот период можно применить метод "песочной терапии" – хорошее психо-профилактическое средство, способное стабилизировать эмоциональное со-стояние. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ре-бенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.
• Игровые методы взаимодействия с ребенком: «Выдувание мыльных пузы-рей», игры с воздушными шарами, «Поймай солнечного зайчика», «Шли, шли, что-то нашли», «Кто в кулачке?» и др.
Некоторым детям в период адаптации помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, конструируют, строят. В течение всего адаптационного периода к детским занятиям нужно отнестись особенно бла-гожелательно, помогать малышам осуществлять их задумки, положительно оценивать результаты труда.
Работа с родителями
Успешная адаптация ребенка во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в дет-ском учреждении интересным, радостным и полезным. На родительском со-брании была проведена консультация, которая должна была помочь родите-лям пройти вторую адаптацию ребёнка и объяснить поведение детей в этот непростой для них период.
«Позитивное отношение к переводу.
Никакой внешней тревожности. Ваши эмоции, страдальческое выра-жение лица, напуганный тон - открытая книга для маленького человека, ко-торую он быстро «прочтёт» даже не зная ни одной буквы. Ваше отноше-ние к новому событию должно быть максимально позитивным: «Ты вырос!» Ты идёшь в новую группу. Ты большой! Слово «большой» осознанный мотив для каждого ребёнка, который сформирует у него положительную установку. Очень важно то, как ребёнок относится к событию.
Понимание трудностей ребёнка.
Ребёнок как и всякий человек, несёт свои тяготы. Взрослые прекрасно зна-ют, что жизнь состоит из множества трудностей, которые периодически приходится преодолевать. Но почему-то общепринято считать, что дет-ство совершенно беззаботно. Увидеть проблемы малыша и провести его че-рез эти трудности - талант родителя. Например, вы видите, что ребёнок устал физически или психически - капризничает, плохо спит, тревожен, по-давлен.
Необходимо дать ребёнку «выходной» или хотя бы пораньше забрать из сада. Не проявляйте раздражения и тревожности, не наказывайте малыша, не срывайте на нём свой гнев. Расскажите трёхлеточке что когда-то в детстве вам тоже не всегда хотелось идти в детский сад и что сейчас не всегда хотелось идти на работу но приходится. Иногда глубоко сопереживая ребёнку в душе, необходимо внешне отнестись к этому страданию как к пустяку: «пройдёт, мол, ерунда, у меня тоже так было». Это делается для того, чтобы не заострять внимание ребёнка на негативе и «зафиксировать» страдание.
Например, вы заболели, а врач преподнесё т вам это так:»Ужас! У вас пневмония! Вы можете умереть!» или «У вас пневмония! Это излечимо. Нужно пролечиться. И всё пройдёт!» Будьте мудрыми врачевателями свое-го создания. Помогите ему опереться на ваш опыт, понять, что трудности проходят.
Проблемы взаимоотношений между детьми.
В два года ребёнок общению со сверстниками предпочитает общение с взрослым, который в новой обстановке становится опорой для малютки. Но в три года ребёнок уже тянется к сверстникам. Игра «рядом» преобразуется в игру «вместе». «Я» в ребёнке уже обладает известной устойчивостью. И насколько успешен ребёнок среди сверстников, во многом зависит от взрослых.
Для ребенка начинается вторая адаптация к садику. Она, конечно, уже не такая сложная и болезненная, как та, когда ребёнок впервые приходит в детский сад, потому что ребё нок уже получил некоторые умения и навыки самообслуживания: держать ложку,надевать некоторые вещи самостоя-тельно, ходить в туалет, и т. д.
Но всё таки она есть и важно помочь ребё нку и объяснить следующее:
«Новая воспитательница к тебе относится очень хорошо».
«Детки остались те же самые, только изменилась группа».
«Мы с тобой можем зайти в прежнюю группу, чтобы поздороваться со твоими бывшими воспитательницей».
«Ты уже большой (ая) мальчик (девочка, и должен (а) ходить в дру-гую группу, в прежнюю группу придут новые маленькие детки, которые ещё совсем ничего не умеют».
Или придумать какие-нибудь другие фразы, которые помогут ребенку безболезненно расстаться со старой группой, со старой воспитательницей и привыкнуть к новому.
Чем еще могут помочь родители?
Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную си-стему малыша, которая и так работает на полную мощность.
В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитате-лях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребен-ку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Рас-скажите кому-нибудь в его присутствии, в какую хорошую группу теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
В выходные дни не менять режим дня ребенка. Можно позволить по-спать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком дол-го, что существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "от-сыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, ма-лыш слишком поздно ложится вечером.
Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бескон-фликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, гово-рите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру)»
Примеры игр в адаптационный период :
«Прячем мишку» (с бубном)
Материалы к игре: большая мягкая игрушка знакомая ребенку.
Ход игры.
Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ре-бенка: «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут иг-рушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее.
После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.
«Хоровод с куклой».
Материалы к игре: кукла средних размеров.
Ход игры.
Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, «гладит» каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает» потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую песню. Эта игра проводится с двумя или тремя детьми.
«Собирание «сокровищ» (коллективная поделка из природного мате-риала)
Материалы к игре: корзина.
Ход игры.
На прогулке воспитатель собирает вместе с детьми «сокровища» (камеш-ки, стручки, веточки, листья) и складывают их в корзину. Выясняет какие «сокровища» вызывают у детей наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.
«Доброе утро!»
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
- Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись?
- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся?
- Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)
Вы проснулись?
- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, детки! Все проснулись! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)
Игры на развитие навыков общения и сплочения коллектива:
Игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей пони-мать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожа-луйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох де-лаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»
Игра «Объятия»
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности.
Ход игры: Педагог предлагает детям встать в большой круг. Затем просит де-тей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обни-мая их. И начинает с легкого маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, уси-ливая объятие.
Игра «Это мое!»
Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять местоимение «мое», подражать действиям взрослого.
Оборудование: одежда детей.
Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними сидит взрослый. В стороне на столе лежат хороню зна-комые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, при-кладывает ее к груди и произносит: «Это мой платок. Мой». Затем он пооче-редно берет в руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спрашивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять ее и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!». Таким образом, взрослый ведет себя и в отно-шении тех детей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят свое имя, а не личное местоимение. Важно научить ребенка показывать на себя жестом.
Игра «Встаньте все те, кто…»
Цель игры: развитие внимания, наблюдательности.
Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Встаньте те, у кого: светлые воло-сы (карие глаза, в одежде есть синий цвет, любит танцевать, любит мороженое и т. п.)».
Игра «Эмоции»
Задачи: Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помо-щью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Ход: воспитатель показывает детям изображения эмоций - разные выражения лица : радость, страх, удивление, грусть, а дети называют, показывают их и соотносят с нужными рисунками: торт, разбитая ваза с цветами, злая собака.
Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость (огорчение)
Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл. (Когда поругали, поссорился с другом, подрался.)
Игра «Хороший или плохой поступок»
Цель: развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.
Ход: Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на магнитную доску с тучкой (плохие поступки) или на доску с солнышком (хорошие поступки) и объясняют свой выбор).
Итоги адаптации :
Период адаптации длился у детей примерно 7-14 дней. Наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети не капризни-чали, ели не всегда с охотой. В первые, дни были достаточно активны, не плакали и не звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабили-зировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в группе прош л успешно. Дети уже чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотноше-ниях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.
Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все детки адаптировались к новым для них условиям - стали более общительными, учатся играть вместе, делятся игрушками. Все дети знают, где находится их шкафчики, полотенце, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения группе. Учатся одеваться. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать нас! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по - настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!
В дальнейшем мы планируем:
Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;
Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родите-лями;
Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знани-ями о развитии ребенка, умением применять их в общении.