Гульфира Оразбаева
Создание условий для развития познавательной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю. Параллельно с освоением предметного мира у ребенка складывается определенное отношение ко всему: людям, предметам, природе. Формируя первичное отношение к миру, мы
стремимся к тому, чтобы оно было:
- познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережным – мир хрупок и нежен, я хочу защитить его, ему нельзя вредить;
Публикация «Создание условий для развития познавательной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2014
- созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и преумножить эту красоту.
Для поддержания их интереса в ходе наблюдений стараемся включать разнообразные анализаторы детей, добиваться того, чтобы они рассматривали объекты, слушали издаваемые звуки, повторяли их, имитировали движения, называли объект. Во время наблюдения слушаем, как шумит ветер, как стучит по окнам дождь, смотрим, как струйки воды стекают по стеклу. Целесообразно чаще использовать разнообразные обследовательские действия: поставить ладошку солнцу и ощутить тепло, понюхать цветок, погладить животное. Очень полезно и свободное экспериментирование с разными объектами, в ходе которого малыши приобретают возможность получать новую неожиданную информацию, устанавливать практические связи, совершать своего рода открытия. Моя роль при этом заключается не в показе способов действия, а в побуждении интереса детей, что предполагает показ различных предметов, обладающих скрытыми свойствами.
Предметы для исследования должны быть новыми и неопределенными, поскольку неопределенность требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Также предметы должны быть достаточно сложными, противоречивыми и конфликтными, так как больше вероятность того, что они вызовут различные исследовательские действия. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.
Мы предлагаем малышам самые разнообразные предметы:
- коробочки с секретом, имеющие различные затворы, предполагающие разные, неизвестные пока детям способы открывания: выдвигающийся короб, подвижная крышка типа пенала, коробочки от духов, которые тоже открываются по-разному, с застежками-молниями, кнопочкой, различные шкатулки. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри. Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь предмет, лучше звучащий.
- тряпичные мешочки: различные по форме шарики и подушечки из тканей различной фактуры. Наполнителями таких игрушек служат горох, гречка, поролон, крахмал, песок, бумага, лоскутки и т. д. Внутрь такого мешочка прячем какой-либо, издающий звук, предмет – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т. д. Их можно трогать, бросать, катать, сравнивать, извлекать звуки.
- погремушки из бутылок и других емкостей, наполненные различным материалом получаются очень интересными, издающими самые неожиданные звуки. Дети определяют одинаково звучащие предметы и разные по звучанию. Экспериментируя с ними, сравнивают не только звуки, но и скрытые в них свойства.
Развивая познавательную сферу ребенка, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и воспитания, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу сформировать первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему.