Елена Гордеева
Создание условий для использования методов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе детьми с ТНР
Развивающая предметно- пространственная среда оказывает системное и постоянно- действующее влияние на развитие и состояние эмоционального состояния воспитанников. Дети с тяжелыми нарушениями речи, получающие образование в условиях инклюзии, зачастую имеют особенности восприятия и ощущают воздействие среды по особому, чем нормативно- развивающиеся воспитанники. Для детей с ограниченными возможностями здоровья бывают характерны дисфункции, гипер- и гипо- сенсорная чувствительность. В группах комбинированной направленности в среде необходимо размещать элементы, которые адаптировали бы среду к его потребностям и помогали бы ребенку комфортно чувствовать себя в групповом пространстве.
Публикация «Создание условий для использования методов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
К таким технологиям, позволяющим повышать эффективность коррекционно- развивающей среды в инклюзивном пространстве, относится метод сенсорной интеграции, разработанный Дж. Айрис. Методы сенсорной интеграции эффективны в коррекции для детей разных категорий, в том числе и в развитии воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
Коррекционное воздействие осуществляется через сенсорно- интеграционные игры и упражнения. В зависимости от особенностей ребенка педагоги используют разнообразные способы поддержки через подбор специального оборудования.
Особенностью образовательной среды в центре является создание вариативного пространства, где детям предоставляется широкий спектр сенсорных ощущений. Для развития тактильного восприятия в центре должны быть собраны разные фактуры – от грубых, шершавых до мягких и гладких фактур. Сенсорное многообразие для зрительного восприятия обеспечивается спектром холодных и теплых оттенков цветов, разной формой и размером предметов. Для обеспечения спектра проприоцентивных и вестибулярных ощущений оборудование располагается во всех плоскостях группы: стены, пол, потолок. Гиперчувствительные детей в такой среде найдут успокаивающие воздействия. Их будут привлекать тепло, объекты с мягкой, гладкой фактурой, округлой формы. Способы поддержки гипочувствительных детей имеют противоположное действие и оказывают возбуждающее воздействие на нервную систему ребенка. Ребенку приятен будет холод, предметы с грубой фактурой, формы с углами. Взаимодействуя со средой, дети накапливают разнообразный полисенсорного опыт и гармонизируют собственное эмоциональное состояние.
Сконцентрировать оборудование для поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья можно в сенсомоторном центре, который должен быть мобилен и обеспечен систематизированной системой хранения. Для инклюзивного пространства важно, чтобы оборудование центра было размещено рационально: предоставлена возможность детям быстро развернуть активную деятельность на большом пространстве, при этом обеспечена возможность уединения, спокойных игр в ограниченном личном пространстве. Активно используются подвесные конструкции при наличии мягких матов и соблюдении техники безопасности.
Сенсомоторные центры обеспечивают создание условий для прохождения цепочек сенсорной интеграции, что позволяет устанавливать более глубинные и адаптивные связи между разными анализаторами.
Цепочки интеграции Основное оборудование Дополнительное оборудование
Тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, зрительная
1. Балансир;
2. Балансир с лабиринтом;
3. Сенсорный чулок (разной формы, теплых и холодных цветов);
4. Сенсорный кокон Подвешенные шарики разной фактуры
Мешочки разного цвета и веса
Зрительная, слуховая, тактильная
1. Тактильные доски (магнитная, велюровая, с пайетками);
2. Тактильные игрушки, основанные на методе сенсорной интеграции :
- с элементами ниткоплетения;
- с элементами перекодировки информации для разных сенсорных систем;
- с элементами поисковых заданий, лабиринтов.
3. Наушники с плейером
4. Мишени с колокольчиками с аудиопроверкой попадания. Карточки по лексическим темам с разными креплениями на тактильных досках.
Обонятельная, тактильная, вкусовая, зрительная
1. Чек- листы для обследования объекта
2. Повязка на глаза Объекты для обследования в соответствии с лексической темой
Для детей с тяжелыми нарушениями речи через игровые упражнения с подвесным мячом активизируется словарь детей. В играх дети называют и выбивают мячом картинки с обозначенными понятиями. Значительно расширяется глагольный словарь, когда дети демонстрируют и называют большое количество движений. Так тактильные дощечки можно трогать, ощупывать, обводить пальцем, ладонью, сравнивать и выкладывать ряды, прилеплять и отлеплять сенсорные маркеры, выкладывать нити, переплетать их, выбивать нужные карточки подвесным мячиком и т. д.
Деятельностный подход позволяет ребенку накопить и активно использовать словарь относительных прилагательных, а исследовательские действия стимулируют пополнение словаря антонимов (длинный – короткий, гладкий – шершавый, теплый- холодный).
Системное использование специального оборудования позволяет повысить уровень сенсомоторного развития детей, их речевую активность, имеет психотерапевтический эффект.