Татьяна Обухова
Создание условий для формирования естественнонаучных представлений у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Стремление ребенка исследовать окружающий мир является его врожденной потребностью. В разных видах деятельности он наблюдает, сравнивает и, таким образом, приобретает собственные представления и опыт, которые значительно прочнее, полученных в готовом виде от взрослого. Но самостоятельное познание ребенком окружающего мира спонтанно и хаотично, поэтому для его развития этого недостаточно. Так каковы же условия для формирования естественнонаучных представлений в опытно-экспериментальной деятельности?
Давайте попробуем разобраться.
Мне хочется выделить несколько аспектов:
Кадровые условия
Публикация «Создание условий для формирования естественнонаучных представлений у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях
РППС
Опытно-экспериментальная деятельность в режимных моментах
Проектная деятельность
Просвещение родителей
1. Кадровые условия.
Итак, организовать, обеспечить и систематизировать исследовательскую и экспериментальную деятельность детей может только взрослый. Для этого воспитатель должен быть профессионально подкован: знать нормативно-правовую базу, современные технологии, методы и приемы, а также ознакомится с методической литературой по данной теме.
Что следует знать?
ФГОС ДО, а затем и ФОП признают приоритетной субъектную позицию ребенка в образовательном процессе, а также большую роль отводят поддержке детской инициативы.
Так же ФГОС ДО выделил пять областей развития, среди которых есть познавательная область. ФОП ДО дает такое деление этой области:
• Сенсорные эталоны и познавательные действия
• Математические представления
• Окружающий мир
• Природа
В разделе сенсорные эталоны и познавательные действия в 3-4 года педагог «развивает у детей осязательно-двигательные действия: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и тому подобное…. Организуя поисковую деятельность, конкретизирует и обогащает познавательные действия детей, задает детям вопросы, обращает внимание на постановку цели, определение задач деятельности, развивает умения принимать образец, инструкцию взрослого, поощряет стремление самостоятельно завершить начатое действие; организует и поддерживает совместные действия ребенка со взрослым и сверстниками» (т. е. организует предпосылки к опытно-экспериментальной деятельности, а вот к 7 годам «в процессе исследовательской деятельности педагог совершенствует способы познания свойств и отношений между различными предметами, сравнения нескольких предметов по 4 - 6 основаниям с выделением сходства, отличия свойств материалов», так же «поддерживает стремление детей к самостоятельному выбору способов осуществления разных видов познавательной деятельности, обеспечению самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками, использованию разных форм совместной познавательной деятельности. Поощряет умение детей обсуждать проблему, совместно находить способы ее решения, проявлять инициативу».
В разделе Окружающий мир возраст 4-5 лет мы читаем:
педагог демонстрирует детям способы объединения со сверстниками для решения поставленных поисковых задач (обсуждать проблему, договариваться, оказывать помощь в решении поисковых задач, распределять действия, проявлять инициативу в совместном решении задач, формулировать вопросы познавательной направленности и так далее);
расширяет представления детей о свойствах разных материалов в процессе работы с ними; подводит к пониманию того, что сходные по назначению предметы могут быть разной формы, сделаны из разных материалов; дает почувствовать и ощутить, что предметы имеют разный вес, объем; демонстрирует и разъясняет детям способы взвешивания, сравнения предметов между собой, показывая избегание возможности сделать ложные выводы (большой предмет не всегда оказывается более тяжелым);
показывает ребенку существующие в окружающем мире простые закономерности и зависимости, например: если холодно - нужно теплее одеться, если темно - нужно зажечь свет, если сильный ветер - закрыть окно. Указывает на необходимость замечать целесообразность и целенаправленность некоторых действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
А в разделе Природа:
педагог демонстрирует процесс сравнения группировки объектов живой природы на основе признаков. Знакомит с объектами и свойствами неживой природы, с явлениями природы в разные сезоны года; свойствами и качествами природных материалов, используя для этого простейшие опыты, экспериментирование.
То есть ФОП рекомендует строить работу по познавательному развитию в разных разделах на основе обогащения знаниями, сравнения, группировки, систематизации, выделения главного, что способствует формированию естественнонаучных представлений детей.
Таким образом, одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств ребенка, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.
Важным становится также то, что следует работать с детьми в зоне их ближайшего развития, опираясь на предыдущий опыт.
Подведем итог:
• простейшие опыты и экспериментирование начинаются с 4-х лет,
• в возрасте 5-6 лет «педагог организует целенаправленное экспериментирование и опыты»,
• в 6-7 лет «поддерживает стремление детей к наблюдениям, самостоятельному экспериментированию и другим способам деятельности для познания».
Если говорить о литературе, то по опытно-экспериментальной деятельности достаточно много. В нашем ДОУ мы пользуемся программой «Маленькие ученые» педагога Долгошеевой Елены Дмитриевны.
2. Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях.
Опыты на занятиях обычно используются для расширения представления о предметах и явлениях и лучшего закрепления полученных знаний. Одним словом, если ребенок что-то делает сам, у него формируется устойчивые знания, а также формируется детская любознательность.
Например, при исследовании бумаги, мы проводили опыт «Почему надо рисовать красками в альбомах», где каждый ребенок, опустив разные виды бумаги в воду, может наблюдать, что, чем плотнее бумага, тем менее подвержена воздействию воды.
Главное при экспериментировании помнить, что ребенок партнер и стараться, чтобы знания были открыты им самостоятельно.
Не буду останавливаться долго на конкретных примерах, каждый знает массу опытов и может ими поделиться. Важно одно: экспериментальная деятельность приносит детям массу впечатлений, желание повторить снова и снова, но, главное, к устойчивому запоминанию.
Однако следует отметить, в практике дошкольного образования мы видим, что в ходе занятий дети практически лишены возможности задавать вопросы, а временные рамки занятия не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность в мини лабораториях, которые частично позволяют решить данную проблему.
3. Развивающая предметно-пространственная среда.
Она представлена лабораториями трех видов:
лаборатория в отдельном помещении,
мини-лаборатория в экологической комнате
мини-лаборатория в групповом помещении.
Устройство и наполнение лабораторий, безопасные материалы, принципы работы не новы.
Я хочу с вам рассказать о мини-лаборатории в экологической комнате нашего ДОУ.
Для реализации программы Николаевой «Юный эколог» 8 лет назад коллектив нашего ДОУ освободившуюся комнату группового помещения оборудовал под экологическую комнату, которая совмещена с мини-лабораторией и зимним садом.
Помещение представлено стеллажами с литературой и наглядностью, ноутбуком и телевизором, полками с животными и птицами разных зон обитания, центром «Воды и песка» для младших дошкольников, стульями и столом для бесед, экспериментальной деятельности и просмотра видео.
Оснащение инвентарем шло как из средств учреждения (мебель, стеллажи, техника, так и из личных и групповых средств (перечень вы можете видеть на слайде) : мерные стаканы, лупы, песочные принадлежности и часы, трубочки и т. д. Также к оснащению привлекли детей и родителей: каштаны, шишки, ракушки, камешки и т. д.
Ежегодно ко Дню всемирной вторичной переработки (15 ноября) мы в ДОУ проводим сбор макулатуры (в этом году собрали 624 кг., на вырученные деньги мы приобрели фартуки с нарукавниками, сшили халаты для проведения экспериментальной деятельности, купили микроскоп. Сейчас оснащаем другие центры.
Некоторое время мы даже содержали животных, т. к по программе «Юный эколог» очень много наблюдений за животными (хомяком, попугаями, морской свинкой, черепахой). Но вы знаете, что это очень хлопотно: нужны разрешения, и содержать животных нужно в чистоте и сытости.
В мини-лаборатории мы проводим занятия, отдельные эксперименты и просто посещаем, когда на улице непогода, т. к. дети с удовольствием спешат туда.
4. Опытно-экспериментальная деятельность в режимных моментах.
На прогулке мы с детьми проводим наблюдения за каким-то предметом или явлением, а для закрепления или расширения представлений можно провести эксперимент. Одним из самых наглядных и простых может стать таяние снега от тепла и превращение его в воду. Т. е. на варежке снег не тает, а в руке – превращается в воду. Для старших дошкольников можно провести эксперимент со снежинками. Дети, рассмотрев несколько снежинок через лупу, могут сделать вывод, что одинаковых снежинок не существует, каждая снежинка уникальна.
Инвентарь для исследований можно делать из бросового материала. Например, из обычных пластиковых бутылок, разрезанных пополам, получатся дождемер (для измерения количества выпавших осадков) и ловушка для почвенных животных. Верхняя часть бутылки переворачивается и вставляется в нижнюю наподобие обычной воронки. На стенках дождемера фломастером наносятся метки-черточки.
В нашем ДОУ у каждой группы есть огород, на котором вместе с детьми высаживаем овощи, затем все лето наблюдаем за ростом и развитием растений в разных условиях (на солнце и в тени, с поливом и без).
В нашем ДОУ есть экологическая тропа, на которой мы тоже проводили эксперименты. Например, определяли силу и направление ветра на станции «Липы», а со старшими дошкольниками на станции «Клумба» проводили опыт «Почему растениям тепло под снегом». Условием для проведения является наличие морозной погоды. Мы взяли 2 бутылки и наполнили их водой. Одну закопали у клумбы в снег, а другую – оставили рядом на воздухе. Через сутки вода в бутылке под снегом осталась в жидком состоянии, а на воздухе – замерзла.
Для старших дошкольников можно организовать сюжетно-ролевые игры на темы «Исследовательские лаборатории», «Геологи» и т. д., где дети смогут не только познакомиться с интересными профессиями, но и заняться опытно-экспериментальной деятельностью в рамках игры.
5. Проектная деятельность.
Проектная деятельность организуется со средней группы.
Мною с детьми подготовительной группы проведен проект «Огород у нас не плох», где дети могли наблюдать, как из семени помидора вырастает растение, появляются цветы, а затем плоды. Так же дети могли видеть, что плоды, находящиеся в тени, поспевают дольше, чем находящиеся на солнце. Мы прикрывали часть растения коробкой и через некоторое время листья растения становились светлей и не развивались. Но, когда коробку убрали, растение снова приобрело естественный цвет. Так мы доказали, что в клетках растения есть вещество – хлорофилл.
Можно провести проект «Огород на подоконнике», чтобы следить за развитием растений, в младшие дошкольники, посадив луковицу в горшок с прозрачными стенками, смогут наблюдать за развитием корней растения.
Для проекта «Дождевые черви – друзья растений» берется аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве обязательно должны быть сухие, перегнивающие листья — это пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько (в зависимости от размера емкости) дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ и за тем, как они перерабатывают остатки растений и делают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпустят на волю.
6. Просвещение родителей.
Родителей мы привлекаем к проектной деятельности, организации мини-лабораторий: подготовке инвентаря, материалов, помощь в нахождении информации, распечатке; помощь в создании коллекций семян растений, камней, шишек и т. д.
В прошлом году в рамках Дня науки в нашем ДОУ прошла «Неделя опытов и экспериментов». Воспитатели подбирали интересные опыты в соответствии с возрастом детей, а затем освящали эту деятельность на нашем сайте в разделе События. Дети получали незабываемые впечатления и просили родителей повторить эти эксперименты дома. В этом году мы планируем эту деятельность перенести в семью : родители будут дома проводить эксперименты, фотографировать, а дети в группах будут делиться впечатлениями со сверстниками.
В заключение, хочется добавить, что опытно-экспериментальная деятельность увлекает не только детей, но и взрослых. Зажигайте интерес в глазах детей, привлекайте родителей и увлекайтесь сам