Наталья Суворова
Создание точки «Метеостанция» на экологической тропинке в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Создание точки на экологической тропинке в ДОУ
Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются данными. Прогнозы погоды касаются больших территорий и, при всём желании, не могут учитывать особые климатические условия именно нашего детского сада. Вот почему так часто обещанный дождь проходит стороной!
Что такое погода?
• показания температуры воздуха
• сила и направление ветра;
• наличие осадков;
• состояние неба и солнца;
• влажность воздуха.
Публикация «Создание точки „Метеостанция“ на экологической тропинке в ДОУ» размещена в разделах
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Погода и природные явления
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. И для этого мы решили создать у себя в саду точку на экологической тропинке точку «Метеостанция», чтобы дети могли составлять собственные прогнозы. Изучив литературу, какое метеорологическое оборудование должно быть на точке.
На участке детского сада 2 младшей группы выделен специальный участок, на котором создана точка «Метеостанция». Детская метеостанция должна быть выполнена компактно и позволять детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также быть расположена таким образом, чтобы дети могли наглядно наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года.
На фотографии изображена детская метеостанция, которая была разработана в соответствии с указанными выше требованиями и выполнена из доступных материалов (слайд 2)
(слайд 3)
Цель создания этой точки : учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Дидактические задачи:
1. Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами : компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;
2. Обучать детей снятию показаний приборов;
3. Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
4. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
5. Формировать представления о четырех частях света;
6. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога.
Описание (слайд 4)
На метеоплощадке должно быть установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды.
Метеорологическое оборудование детской метеоплощадки :
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.
Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.
Дождемер– прибор для измерения количества осадков.
Термометр- прибор для измерения температуры воздуха.
Ветряной рукав- прибор для измерения силы ветра.
Солнечные часы - прибор для определения времени.
Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.
Традиционное оборудование: термометр, компас.
Самодельное оборудование: дождемер, гигрометр, султанчики, снегомер, солнечные часы, вертушки.
На деревянном домике, названном нами «метеорологическим домиком», компактно расположены составные элементы: термометр, дождемер.
Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр. (слайд 5)
Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен на веранде, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.
На специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к домику, установлен при помощи эластичного крепления детский дождемер. (слайд 6)
Он выполнен из прозрачной пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребенка. Дождемер - служит для измерения количества осадков, мы узнаём, сколько миллиметров осадков выпало за интересующий нас период.
(слайд 7)
Солнечные часы - прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и е движению по циферблату. Горизонтальные солнечные часы выполнены из металлической крышки. Циферблат находится на колесе строго горизонтально. Стрелка (гномон) представляет собой штырь (палка). Стрелка относительно циферблата находится перпендикулярно. Деление циферблата на часы-сектора производится механически.
(слайд 8)
Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.
Султанчики, вертушки, (слайд9) выполненные детьми, (приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.
(Слайд 10)Снегомер — метеорологический инструмент для измерения плотности и высоты снежного покрова. Снегомер состоит из палки, на которой есть шкала -деления в виде цифр для старших групп и цветные полоски для младших групп.
Проведение измерений
Измерения проводят следующим образом. На ровном участке снегомер погружается строго вертикально в снег до соприкосновения с подстилающей поверхностью. Если попадаются снежные корки, лёгким подкручиванием цилиндра их прорезают. Когда палка достигнет почвы, записывают высоту снежного покрова по шкале записывают число делений по линейке снегомера и фиксируют в дневнике наблюдений.
На всех участках детского сада есть отдельное метеорологическое оборудование : вертушки, солнечные часы, растения – барометры и др.
Хотелось бы отметить и то, чего еще у нас нет, но в проекте создания.
На высоких металлических шестах должны быть прикреплены флюгер и ветряной рукав (приборы для определения направления и силы ветра)
Флюгер (слайд11) в форме вращающегося на опорной оси «флажка» позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.
Ветряной рукав (слайд12) - указатель направления и силы ветра, который обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун.
Компас (слайд13) – прибор для определения сторон света;
Песочные часы — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком.
Барометр (слайд14)- прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое - облачную и дождливую).
Детский барометр выполнен на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см.
При этом принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положение в различную погоду.
Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:
«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;
«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;
«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде.
С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды рекомендуется посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды» (слайд15)
«Растения - предсказатели» погоды:
1. Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.
2. Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.
3. Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,
Деревья – предсказатели:
1. Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.
2. Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.
3. Ветки елки книзу – к дождю.
Предсказывать погоду помогают животные – барометры (слайд15) :
При изменении погоды кошки становятся более вялыми и много спят,
Собаки также наделены предсказателями погоды. Собака сворачивается
и лежит клубочком – к холоду. Много спит и мало ест – к дождю.
Предсказывают погоду вороны.
Если вороны летом летают высоко,
поднимаются под тучи — к ненастью.
Ворона прячет «нос» под крыло — к холоду.
Каркает зимой — к метели.
Летом ворона купается - к дождю.
А если вороны купаются ранней весной - к теплу.
(слайд17)
Воробьи в хорошую погоду они веселые, подвижные, порой драчливые.
Летом воробьи в пыли купаются — тоже часто к дождю.
Если зимой воробьи прячутся и под крыши домов – будет мороз или метель.
А дружно расчирикались — к потеплению
Рекомендации.
Все показания приборов должны фиксироваться на специальном стенде, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно в 8 часов утра.
При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных.
Вывод: метеоплощадка обеспечивает проведение практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонных явлений в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. Дети имеют возможность ежедневно поиграть «в метеорологов», используя не только самодельные приборы, но и настоящие. У детей появится огромный интерес снять показание с приборов и составить прогноз погоды.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего участка.
(слайд18)Вы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем:
1. Осторожно ветер
За калитку вышел (руки вверх, махи вправо, влево)
Постучал в окошко (стучим пальцем)
Пробежал по крыше (бег на месте)
Покачал тихонько
Ветками черемух (руки вверх, махи вправо, влево)
Пожурил за что-то (пальчик)
Воробьев знакомых (крылья).
И расправив гордо
Молодые крылья.
Полетел куда – то
В перегонку с пылью (руки в стороны, махи руками).