Екатерина Берсенева
Создание системы использования ИКТ в педагогическом процессе для решения основных программных задач дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Создание единой системы использования ИКТ в педагогическом процессе для решения основных программных задач дошкольного образования
Проект «Дошкольник в мире информационных технологий»
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Основная образовательная программа ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В настоящее время наблюдается процесс интеграции ИКТ в дошкольное образование с целью предоставления детям спектра возможностей для обучения и осмысления мира. В современной ситуации изменились границы коммуникации и формируется новое коммуникативное пространство. На первый план стремительно вышло машинно-компьютерное слово, способное радикально изменить те области, которые затрагивают именно становление ребенка-дошкольника. Конкретным обнаружением этого нового витка стали, в частности, новые информационные технологии и особенности Интернет. Именно дети, которые родились в начале третьего тысячелетия в этом смысле абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность. Интернет - это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром, на их культурные практики. От того, каким образом на начальном этапе будут формироваться взаимоотношения ребенка с огромным информационным и, в первую очередь, игровым пространством, зависит, сможет ли он в дальнейшем оценить не только развлекательную, но и образовательную и коммуникационную составляющую компьютерного мира. И роль взрослых при этом неоспорима. Внедрение проекта обусловлено необходимостью научить наших детей навыкам безопасного использования сети Интернет, помощь детям в осознании рисков и угроз, с которыми можно столкнуться при использовании Интернета, в овладении правилами поведения, позволяющими избежать возникновения неприятных или опасных ситуаций. Дошкольное детство - время для создания базы для овладения детьми компьютерной грамотностью, формирование готовности к осуществлению общественной и учебной деятельностью, широко основанной на использовании компьютера как одного из средств обучения, познания, решения разного рода задач.
Цель проекта: создание единой системы использования ИКТ в педагогическом процессе для решения основных программных задач дошкольного образования.
Задачи :
1. Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом широкого социально-культурного поля, в котором происходит становление современных детей в контексте влияния информационных технологий на их развитие, творческие способности, образ жизни, способы общения и познания окружающего мира.
2. Создание базы для овладения детьми компьютерной грамотностью, формирование готовности к осуществлению общественной и учебной деятельности, широко основанной на использовании компьютера как одного из средств обучения, познания, решения разного рода задач; формирование у детей отношения к современным технологиям как к средству реализации своих идей.
3. Обеспечение состояния защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
4. Организация взаимодействия детей и взрослых в информационном обществе, эффективной помощи детям в виртуальном и реальном мире.
5. Формирование у дошкольников культуры безопасной работы с ИКТ.
6. Нивелирование негативных сторон информатизации, среди которых — компьютерная зависимость, агрессивность в сети и др.
7. Создание системы интерактивного взаимодействия с родителями воспитанников через сайт ДОУ.
8. Организация работы с детьми и родителями в дистанционной форме с использованием мультимедийных средств и технологий.
9. Организация работы с семьями микрорайона, имеющих детей от 0 до 2 лет в дистанционной форме с использованием мультимедийных средств и технологий.
План реализации мероприятий проекта
Мероприятия Период реализации Кто реализует Ожидаемый результат
Анализ форм и методов воспитательно-образовательного процесса с позиции эффективности использования информационных технологий. 2019, 2023 Зам. зав. по ВМР
воспитатели Разработка программных комплексов по всем направлениям развития дошкольников с использованием возможностей ИКТ.
Анализ эффективности использования ИКТ в педагогическом процессе с учетом возможности дифференциации работы с каждым ребенком, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и одаренными детьми. 2019-2021 Зам. зав. по ВМР
Разработка программы дифференциальной диагностики.
Анализ эффективности овладения детьми компьютерной грамотностью, культурой безопасной работы с ИКТ.
2019, 2023 Зам. зав. по ВМР
воспитатели
Разработка программы диагностики.
Создание системы использования ИКТ в педагогическом процессе для решения основных программных задач. 2019-2021 Педагог-психолог
Учитель-логопед
воспитатели Основные программные задачи эффективно решаются с использованием ИКТ в педагогическом процессе.
Участие в конкурсах всех уровней (городские и районные турниры, игры, конкурсы, дистанционные конкурсы). 2019-2023
воспитатели Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.
Практические занятия с педагогами по работе с использованием ИКТ повышение квалификации педагогов. 2019-2023 Зам. зав. по ВМР
Повышение квалификации педагогов.
Продуктивное использование ИКТ технологий работы с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и одаренными детьми. 2019-2023 Зам. зав. по ВМР
Педагог-психолог
Учитель-логопед
воспитатели Создание банка методических материалов по эффективности использования информационных технологий в работе с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с признаками одаренности.
Реализация индивидуальных маршрутов сопровождения развития детей, в том числе и с использованием ИКТ. 2019-2023 Педагог-психолог
Учитель-логопед
воспитатели Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.
Организация работы мини-клуба для детей и родителей «Дети в Интернете». 2019-2020 Зам. зав. по ВМР
специалисты Педагогическое сопровождение родителей.
Разработка и реализация системы детско-родительских проектов по развитию детей дошкольного возраста по всем возрастам в рамках реализации ООП ДОУ, с использованием ИКТ. 2019-2023 Зам. зав. по ВМР
воспитатели Педагогическое сопровождение и приобщение детей и родителей к взаимодействию детей и взрослых в информационном обществе.
Внедрение интерактивного оборудования в образовательный процесс :
Обучающий комплекс «Инженерная школа. Умка»,
Программируемые мини-роботы «Пчелки»;
Интерактивные доски;
Специально разработанные методические пособия и инструкции по проведению занятий и обучению детей инженерным навыкам, разработанные ведущими методистами и педагогами города и области.
Программное обеспечение - специальное приложение развивающее логическое мышление, умение планирования и алгоритмизации действий, умение ориентирования в пространстве, закрепление навыков счёта, словарного запаса, предметных знаний, коммуникативных навыков. 2019-2020 Заведующий
Зам. зав. по ВМР
Расширение возможностей родителей и педагогов в сфере обучения дошкольников наиболее полное и успешная реализация развития способностей ребенка,
обучение детей навыкам логического мышления, умения планирования и алгоритмизации действий, умения ориентирования в пространстве, закрепления навыков счёта, словарного запаса, предметных знаний, коммуникативных навыков.
Организация работы с детьми и родителями в дистанционной форме с использованием мультимедийных средств и технологий;
2020-2023 Зам. зав. по ВМР
воспитатели Основные программные задачи эффективно решаются с использованием ИКТ в педагогическом процессе.
Целевые показатели:
• Доля педагогических работников, прошедших курсовую подготовку по вопросам организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
• Доля педагогов-призеров и лауреатов профессиональных конкурсов районного, муниципального, всероссийского уровня.
• Доля воспитанников-участников и победителей различных соревнований, конкурсов и выставок районного, муниципального, регионального, федерального уровней.
• Количество разработанных методических материалов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья).
• Доля родителей-участников детско-родительского клуба «Дети в интернете».
• Доля педагогических и руководящих работников эффективно использующих информационные технологии в образовательном и управленческом процессе.
Ожидаемые конечные результаты:
• Разработана и реализуется система использования ИКТ в педагогическом процессе для решения основных программных задач; организовано интерактивное взаимодействие с родителями воспитанников через сайт ДОУ; при необходимости (карантин, закрытие сада, организована образовательная и воспитательная работа с детьми и родителями в дистанционной форме с использованием мультимедийных средств и технологий; оказывается консультативная помощь семьями микрорайона, имеющих детей от 0 до 2 лет в дистанционной форме с использованием мультимедийных средств и технологий.
• Положительная динамика количества воспитанников - участников и победителей конкурсов разного уровня (участники – не менее 80%, победители – не менее 45%).
• Создан банк методических материалов по использованию ИКТ в педагогическом процессе для решения основных программных задач и продуктивному использованию ИКТ технологий работы с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и одаренными детьми. (не менее 15 наименований, не менее 30 экземпляров).
• Доля родителей-участников детско-родительского клуба «Дети в интернете» (принимают участие на регулярной основе не менее 75 семей).
• Доля педагогических и руководящих работников эффективно использующих информационные технологии в образовательном и управленческом процессе 100%.
• Доля педагогических работников, прошедших курсовую подготовку по вопросам организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями (прирост с 18% до 90%).
• Доля педагогов-призеров и лауреатов профессиональных конкурсов районного, муниципального, всероссийского уровня (участники – не менее 70%, призеры и победители – не менее 40% педагогов).