Елена Чувичкина
Создание психологического комфорта в ДОУ посредством формирования партнерских взаимоотношений
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание психологического комфорта в ДОУ через формирование партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса»
Консультация для воспитателей ДОУ.
Задачи:
- Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
- Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.
План:
Публикация «Создание психологического комфорта в ДОУ посредством формирования партнерских взаимоотношений» размещена в разделах
1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.
2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
3. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.
4. Оценка психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада.
1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.
Из чего же состоит психологический комфорт в ДОУ?
Наверное, прежде всего на первое место нужно поставить здоровье педагогов и воспитанников.
Чаще всего педагоги и родители по поводу их понимания термина «здоровье» говорят о стабильности физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность четырёх составляющих: физического, психологического, интеллектуального и духовного состояния человека. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и психологического здоровья, как самого себя, так и ребёнка ДОУ.
Почему столь важно для педагога ДОУ умение сохранять психологическое (психическое, эмоциональное) здоровье детей?
Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка:
- появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
- переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически;
- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания, проявление агрессивных поведенческих реакций.
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду.
Но можно возразить, так как существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:
- большая наполняемость групп;
- один воспитатель в группе;
- неблагоприятная ситуация в семьях воспитанников;
- конфликтные ситуации в коллективе ДОУ;
- авторитарное отношение заведующего к педагогическому или всему коллективу ДОУ.
2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между педагогами ДОУ;
4) Отношениями между педагогами и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
3. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.
Давайте узнаем, какой стиль педагогического общения подходит именно вам, уважаемые педагоги.
Анкета «Стиль педагогического общения»
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:
а)делится с вами своими мыслями, чувствами
б)говорит вам только то, что он сам захочет
с)оставляет свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:
а)доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение
б)дети сами разберутся в своих проблемах
с)известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:
а)похвалите и всем детям покажете его работу
б)проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
с)скажете ему «всегда бы так занимался».
4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
а)заставите его поздороваться
б)не обратите на него внимание
с)сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:
а)спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
б)помочь, подсказать, сделать замечание
с)заниматься своими делами (записи, подготовка)
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
а)чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания
б)эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать
с)чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а)ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать
б)у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка
с)ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.
8. Как вы относитесь к активности ребёнка:
а)положительно – без неё невозможно полноценное развитие
б)отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание
с)положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:
а)сказали бы «ну и не надо»
б)заставили бы выполнить работу
с)предложили бы выполнить задание
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
а)ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём
б)если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет
с)воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 – номер вопроса
a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2 - число баллов за ответ
b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
ИТОГО: ___
25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю
20-24 очка – преобладает авторитарный стиль
10-19 очков – характерен либеральный стиль
Авторитарный стиль
Педагог – руководитель, организатор;
Дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные);
Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка);
Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;
Не учитывает отношения между детьми;
Не признает ошибки;
Низко оценивает возможности детей;
Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.
Либеральный стиль
Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;
Переоценивает возможности детей;
Выполнение своих требований не проверяет;
Нерешителен;
Во власти детей;
Учитывает взаимоотношения в группе;
Человек настроения.
Демократический стиль
Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;
Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;
Проявляет максимум требований, максимум уважения;
Испытывает потребность в обратной связи от детей;
Умеет признавать ошибки;
Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.
4. Оценка психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада.
Тест на эмоциональное отношение.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.
Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через промежуток. Детей рассаживают по одному за стол. Вопросы можно подобрать самим. Тест проводят до трёх раз.
Примерные вопросы:
1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.
2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.
3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.
4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.
5. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать в детском саду.
Обозначение цветов:
Красный – возбужденное, восторженное отношение.
Оранжевый – радостное, приятное.
Желтый – теплое, доброжелательное.
Зеленый – спокойное.
Синий – грустное, неудовлетворительное.
Фиолетовый, коричневый – тревожное.
Черный – печаль, уныние.
Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю нужно немедленно обратить внимание на это. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности