Екатерина Бондаренко
Создание предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную активность детей дошкольного возраста по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
1. Назначение и цели организации РППС ДОО:
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка.
Публикация «Создание предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную активность детей дошкольного возраста по ФЭМП» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
• создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
• открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
• создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
2. Возрастная группа: старшая (от 5 до 6 лет).
3. Планируемые результаты познавательного развития:
3.1. Умеет выделять составные части группы предметов их признаки различия и сходства сравнивать части на основе счета предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого);
3.2. Считать (отсчитывать) в пределах 10;
3.3. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах10, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
3.4. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление добавление единицы);
3.5. Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения, на глаз;
3.6. Размещать предметы различной величины (до7- 10) в пределах возрастания убывания их длины (ширины высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов;
3.7. Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;
3.8. Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон);
3.9. Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырех угольную;
3.10. Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток; называть текущий день недели.
4. Нормативные требования при организации РППС:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3.3147-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 19.12.2013 №68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3.3147-13 «Санитарноэпидемиологические требования к дошкольным группам, размещённым в жилых помещениях жилищного фонда»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр – 271;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено, утверждённая координационным советом по общему образованию Минобрнауки России от 17.06.2003 года;
- Письмо Минобрнауки России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
- Приказ Минобрнауки России от 26.06.2000 № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» и др.
5. Насыщенность среды:
• Игры на развитие ориентировки («Морской бой», «Хоккей», «Найди путь в лабиринте» и т. д.);
• Пазлы из 12 частей и более, головоломки;
• Игры на освоение отношений «Часть-целое» («Делим круг», «Делим квадрат»);
• Игры на сравнение «Сравни одинаковые картинки» и найди чем похожи или их отличия;
• Игры на раскладывание по размеру (величине, цвету, форме, по длине, высоте, ширине;
• Игры на поиск недостающего предмета в ряду («Найди закономерность», «Не повторись», «Продолжи последовательность» и т. д.);
• Различные геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру;
• Числовой ряд;
• Счетные палочки, математические наборы, числовые домики по числу детей;
• Коврограф "Ларчик" Воскобовича (комплект);
• Развивающие настольные игры («Танграм», «Уникуб», «Логические кубики», «Сложи узор», «Палочки Кюизенера», головоломки и др.);
• Набор математических игр "МАТЕ+";
• Карты- схемы для игр с использованием набора Фрёбеля № 7 (набор находится в методическом кабинете);
• Счеты;
• Песочные часы;
• Чашечные весы;
• Двух- и трехполосные доски по числу детей;
• Плакаты с изображением состава числа 10;
• Раскраски («Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам», «Лабиринты», «Составь картинку» и т. д.);
• Литература математического содержания (математические сказки, словесные задания, а также картотека игр (с описанием, консультации для родителей;
• Материалы для индивидуального развития: карточки, кубики Рубика, логические змейки, лото, домино, счетные машинки, шашки, шахматы и др.
6. Требования к уголку:
6.1. Является частью «Познавательного центра» развития;
6.2. Обеспечивается сменяемость и наполняемость по мере изучения, расположен знакомый материал и материал для закрепления;
6.3. Дети могут заниматься как самостоятельно, так и со взрослыми;
6.4. Имеется материал и на подгруппу детей.
7. Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Например, из различных геометрических плоскостных фигур можно конструировать, счётные палочки можно использовать в сюжетно-ролевой или театрализованной играх, карты-схемы можно применить в игре-драматизации, то же можно использовать и с счётами, песочными часами и чашечными весами, плакатами и др.
8. Полифункциональность среды обеспечивает:
• Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. К ним относят: детскую мебель (стульчики, столы, мягкие модули, ширмы и т. д. ;
• Наличие в группе полифункциональных (т. е. не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды предполагает:
• Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также доступных разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей (с переходом детей в новую возрастную группу всё содержание уголка ФЭМП обновляется в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями воспитанников).
9. Доступность среды предполагает:
• Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
• Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, в том числе соответствуют нормативам СанПиН, индивидуальным требованиям конкретной образовательной организации (если таковые имеются, а также индивидуальным требованиям родительского комитета (если таковые имеются).
10. Методические материалы среды:
10.1. Багунц, А. П. Шаг в математику : пособие для педагогов и родителей / А. П. Багунц, М. И. Мирошник. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 80 с. ;
10.2. Ерофеева, Т. И. Дневник математических достижений : пособие по обследованию и развитию математических представлений у дошкольников /Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2006. – 63 с. : ил. ;
10.3. .Новикова, В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5-6лет. / В. П. Новикова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с. ;
10.4. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. Чеплашкина И. Н. и др. Математика – это интересно. – СПб. : «Акцидент», 1996 г. ;
10.5. Бортникова Елена Федоровна «Развиваем математические способности. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2-х частях;
10.6. Володина Наталья Владимировна: Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. В 2-х частях;
10.7. Коврограф "Ларчик" Воскобовича (методика);
10.8. Колесникова Елена Владимировна: Математические прописи для детей 5-7 лет;
10.9. Учимся считать от 1 до 10 (Голубь): Обводим по точкам и учимся считать играючи;
10.10. Герасимова А. Н. : Учимся считать и собираем зверей;
10.11. Карты- схемы для игр с использованием набора Фрёбеля № 7;
10.12. Проектирование предметно-пространственной среды группы с использованием авторских наработок М. А. Моторина;
10.13. Предметно-пространственная среда в старшей группе своими руками, Лишнянская О. М., Можаева Т. А.
11. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:
• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).
• Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.
• Принцип стабильности–динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
• Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
• Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.
• Принцип открытости – закрытости. Среда готова к изменению, корректировке, развитию.
• Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Модель развивающей среды группы создаётся с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.