Холида Саттарова
Создание композиций из природного материала в развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Создание композиций из природного материала не просто вооружает дошкольников умениями и навыками, но будит их интеллектуальную и творческую активность, учит их планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей старшего дошкольного возраста формируются умения анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.
Публикация «Создание композиций из природного материала в развитии старших дошкольников» размещена в разделах
Природный материал имеет большой потенциал в развитии старших дошкольников, особенно следует подчеркнуть его роль в развитии наглядно-образного мышления, т. к. использование такого материала дает новый чувственный опыт, который дети получают от восприятия природы. Особую роль природы и природных материалов в развитии образного и логического мышления подчеркивал еще К. Д. Ушинский [6]. На важность использования природного материала в деятельности дошкольников указывал и А. С. Макаренко. Он писал, что такие материалы, как глина, дерево, бумага и другие, ближе всего находятся «к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время, есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Природный материал развивает сенсорные способности дошкольников. Занимательность работы с таким материалом способствует развитию у дошкольников внимания, повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание, а также развиваются художественные способности, эстетические вкусы дошкольников. По мнению Н. М. Конышевой, окружающий мир и деятельность детей рождают эмоционально-интеллектуальный опыт, который служит источником идей и художественных замыслов.
При изготовлении композиций в процессе систематической работы руки дошкольников приобретают уверенность, точность, пальцы становятся гибкими. Эти навыки необходимы в учебной деятельности, особенно в подготовке руки к письму. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики, координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.
В ходе изготовления композиций из природного материала у детей развивается речь, т. к. при работе над композицией особенную роль играет рука, которая дополняет комплекс ощущений и делает представление о материалах и их свойствах полнее. О прямой связи пальчиков рук и речи детей известно давно. По словам В. А. Сухомлинского, истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, …. тем ярче творческая стихия детского разума, тем интереснее речь и логические выводы ребенка. А. Е. Белая также подтверждает данную мысль, утверждая, что «выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая … оказывает благоприятное влияние на развитие речи».
Природный материал имеет большой потенциал для разнообразной деятельности детей, его использование помогает активному усвоению и использованию приобретенных знаний. В процессе составления композиций из природного материала совершенствуются умения пользоваться инструментами, такими, например, как шило, ножницы, игла, кисти, стеки и т. д.
Кроме того, следует упомянуть, что некоторые природные материалы имеют оздоровительное значение, в частности, большими возможностями обладает работа с песком, которая называется «песочная терапия» или «терапия песком». Работа с природным материалом эмоционально разгружает детей, повышает их жизненный тонус.
Работа над различными композициями обогащает эмоциональную сферу дошкольников и формирует коммуникативные навыки. Более того работа с природным материалом сближает детей с родной природой, воспитывает у них бережное отношение к окружающей среде, формирует навыки экологической культуры. В наши дни все это особенно актуально, т. к. современная экологическая обстановка во всем мире диктует изменения потребительского мировоззрения по отношению к природе и ставит перед педагогами задачу воспитания у детей не просто глубоких знаний о природе, но и определенных нравственных позиций по отношению ко всему живому на Земле.
Поделки из природного материала удовлетворяют и любознательность детей. Благоприятный эмоциональный настрой во время работы, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой композиции являются важными факторами для общего развития дошкольников.
Таким образом, при правильной организации воспитательно- образовательного процесса работа по созданию композиций из природного материала становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Использованная литература
1. Агапова, И. А. Игрушки и подарки из природного материала / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : Дом, XXI век, 2008. – 225 с.
2. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников /, А. Е. Белая. - М. : Астрель, 2009. - 143 с.
3. Запорожец, А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А. В. Запорожец, Сост. Л. М. Семенюк. – М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та., 2006. – 198 с.
4. Конышева, Н. М. Обучение и творчество на занятиях трудового обучения / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 1999. - № 5-6. – С. 41 -44.
5. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. - М. : Знание, 1988. - 96 с.
6. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 9. / К. Д. Ушинский. – М. : Просвещение, 2001. - 775 с.