Лучший педагог года

Современные технологии речевого развития дошкольников

Анастасия Шмигельская
Современные технологии речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Современные технологии речевого развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС в образовательной программе по речевому развитию высокий уровень развития речевых способностей включает:

владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении высказывания любого типа;

Публикация «Современные технологии речевого развития дошкольников» размещена в разделах

умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, возразить, объяснить; спорить и др.

знание норм и правил «речевого этикета», умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

умение читать, элементарное владение грамотой.

В образовательной деятельности педагоги применяют современные технологии, способствующие снятию напряжения, скованности, способствуют развитию мышления и инициативы. Основополагающим пунктом в работе с детьми выступает понятливость, простота в подаче материала по сути своей достаточно сложного.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, через которую ребёнок учится принимать решения перед встающими перед ним проблемами. Если ребенок сам будет находить противоречия, то и сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Такие технологии креативны, соответствуют потребностям общества и являются эффективными в процессе педагогической деятельности.

Применение инновационных технологий осуществляется при передаче знаний, путем постоянного решения проблем. Далее рассмотрим современные технологии развития речи детей дошкольного возраста.

Технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. В основе данной технологии лежит изучение и понимание ребёнка. С помощью наблюдения происходит изучение детей и уже по результатам педагог делает заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка, где отражаются уровни развития познавательных процессов в период дошкольного возраста. Особое место занимает речевое развитие, включающее развитие связной речи, активизация словаря, грамматического строя речи.

Игровые технологии.

Играя – развиваем – обучаем – воспитываем. В процессе игровой деятельности происходит обучение ребенка от простого к сложному. Игры, способствующие развитию, создают у ребенка положительный настрой и могут содержать разнообразный материал. Например, игры способствующие обучения чтению, а также развитию логического мышления, памяти, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры – инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр.

Технология «Сказочные лабиринты игры» (В. В. Воскобовича). Данная технология основана на поэтапной системе, от простого к сложному образовательному материалу. Применяются авторские игры в деятельности ребенка. Используются следующие виды игр: «Четырёхцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо соты».

Здоровьесберегающие технологии.

К данному виду технологий относятся: подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна. Вышеперечисленные игры направлены на развитие речи дошкольников. В основе всех игр лежит изучение и запоминание правил, выполнение определенного движения в соответствии с текстом запоминание текстового сопровождения и пр.

Метод наглядного моделирования. К данному методу относится мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Используемая модель способствует более быстрому и легкому запоминанию материала, а также применения его в практике.

Мнемотаблицы подтверждают собою при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений. Следующие авторы определяют данное средство как:

сенсорно – графические схемы (Константиновна В. В.);

предметно – схематические модели (Каченко Т. А.);

блоки – квадраты (Глухов В. П.);

коллаж (Большова Т. В.).

Применение данного метода способствует развитию всех познавательных процессов дошкольников. Наиболее эффективно развиваются все виды памяти.

Мнемотехника имеет свой алгоритм: мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемотаблица.

Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение определенных действий, персонажей, явлений, в основе которого лежит выделение главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Использование схем в работе с детьми, с заложенной в них информации, как дидактического материала - главная особенность данной техники.

«Азбука общения» (Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова). Данная технология направлена на работу с родителями по формированию у них ответственного отношения к воспитанию ребенка, развитию различных форм контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми. Межличностное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, развитие навыков общения на основе психолого-педагогического опыта - основа данной технологии.

Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. В данной технологии разработаны определенные игры и упражнения, направленные на формирование у дошкольников эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, к окружающим, сверстникам и взрослым людям. Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Основополагающая цель данной технологии - установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.

«Развитие диалогического общения» (А. Г. Арушанова). Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств. Важнейшими составляющими коммуникативной компетенции являются диалог и речетворчество. Содержательную основу диалога в дошкольном детстве составляет словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников.

Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослыми, в процессе которого он обучается внеситуативному общению. Но в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстниками. Именно общение со сверстниками обеспечивает ребенку развитие подлинной детской речевой самостоятельности. Данная технология диалогического типа, неурочная организация обучения родному языку обеспечивает не только эмоциональный комфорт и условия для общения со сверстниками, но и помогает решить разнообразные задачи развития детской речи.

«Технология активизирующего обучения речи как средству общения» (О. А. Белобрыкина). Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ (Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук).

Главная особенность «тризовских» технологий заключается в доходчивости и простоте подачи материала и формулировке сложной ситуации. Сказки, игровые и бытовые ситуации - это та среда, через которую ребёнок научится применять «тризовские» решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы, которые черпает их тризовских игр и упражнений. Мозговой штурм или коллективное решение проблем. Данная технология построена на решении проблемных ситуаций. Для определенной группы детей предоставляется проблема. Каждый участник может высказаться о путях ее решения. Главное правило, что неправильных решений не бывает. Все предложенные варианты должны быть приняты.

Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете). В данной технологии происходит описание свойств двух любых предметов. Далее эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. В конечном счете проводится анализ предмета с позиции «хорошо-плохо». Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный).

Системный оператор. Составление характеристики избранного предмета (прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали).

Технология обучения детей составлению сравнений. Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений осуществляется на основе моделирования по следующему алгоритму:

называние объекта;

обозначение его признак;

определение значения этого признака;

сравнение данного значения со значением признака в другом объекте.

Технология обучения составлению текстов сказочного содержания. В период дошкольного возраста дети склонны к сочинению сказок. Использование моделей, на основе которых составляется текст сказки - это технология, помогающая ребенку составлять сказку с оттенком своих индивидуальных способностей.

Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание. Умение детей составлять схемы и рассказывать по ним, лежит в основе подготовки детей к усвоению модели составления сказок.

Существуют два направления организации работы в дошкольном учреждении по обучению детей дошкольного возраста составлению текстов сказок: игры и творческие задания, создание педагогических условий. Рассмотрим эти направления подробнее. Игры и творческие задания, способствуют усвоению ребенком различных вариантов действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время.

На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования.

Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок: модель составления сказки с помощью метода «Каталога»; модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»; модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»; модель составления сказки с помощью типовых приемов фантазирования; модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника». Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.

Итак, развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Список использованных источников

1. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015.

2. Акименко, В. М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие [Текст] / В. М. Акименко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2018.

3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2016. - 255 с.

4. Малетина, Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание. – 2015 .№6. С. 64-68.

5. Смирнова, О. Е. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2018 - 368с.

6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста /Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М. :Издательский центр «Академия», 2016. -560с.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС»Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС» С целью систематизации знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ прошел педсовет.

Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности»Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности» Современные нетрадиционные технологии в изодеятельности как средство художественно-эстетического развития. Добрый день, уважаемые коллеги.

Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения дошкольников к художественной литературе Проект «Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии речевого развития дошкольников
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 20:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии речевого развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Шмигельская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД