Елена Денисова
Современные технологии приобщения дошкольников к труду. Виды, формы и условия организации детского труда
▼ Скачать +Заказ
Труд дошкольника специфичен. В дошкольном воспитании труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд, как совместная деятельность дает возможность, проявить заботу о близком человеке.
Публикация «Современные технологии приобщения дошкольников к труду, Виды, формы и условия организации детского труда» размещена в разделах
Труд, должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Он развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучие.
В современной педагогике разрабатывается технологический подход к образованию. Трудовое воспитание не стало исключением, существуют педагогические технологии приобщения дошкольника к труду :
Технология развития трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста Л. И. Сайгушева;
Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи М. В. Крухлет;
Технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде Ю. А. Мичурина.
Проанализировав перечисленные выше технологии, хотелось бы более подробно остановиться на технологии вхождения ребенка в реальные трудовые связи М. В. Крухлет.
Данная технология направлена на конструирование педагогического процесса, таким образом, чтобы развивать ребенка как субъекта деятельности и создать условия для проявления его потенциальных возможностей и способностей. Педагогический процесс конструируется на основе методик взаимосвязи трудового воспитания и определяет пошаговое приобщение воспитанников к современному миру в процессе разнообразной детской деятельности.
Первый шаг – формирование знаний о предметах и труде взрослых.
В младшей группе – наблюдение за изготовлением взрослыми поделок; в средней группе – знакомство с трудом сотрудников детского сада; в старших группах – знакомство с профессиями родителей, их интересами, увлечениями.
Второй шаг - овладение трудовыми умениями, способами самоконтроля и самооценки.
В младшем возрасте это освоение процессов самообслуживания; в средней группе – освоение посильных процессов хозяйственно-бытового труда; в старшем дошкольном возрасте можно обучать уборке, элементарной починки одежды, приготовлению простейших блюд.
Третий шаг – вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми. Для этого в группе создается специальная обстановка, учитывающая возрастные, индивидуально-половые интересы и склонности воспитанников. В младшем возрасте мотивацию к самообслуживанию стимулируют привлекательные дидактические пособия. Для детей старшего возраста создаются уголки творческого труда, где мальчики могут выжигать, мастерить из разных материалов и конструктора, а девочки – шить, вышивать.
Важно учитывать предпочтения девочек и мальчиков к разным видам продуктивной деятельности, для этих целей приемлемо организовать детские мини-мастерские.
В соответствии с данной технологией образовательный процесс конструируется на основе образовательной ситуации. Она предполагает использование воспитателем возникшей в группе ситуации для решения воспитательно -образовательных задач в тот момент, когда дети наиболее расположены к данному виду деятельности, восприятию социального опыта, содержательному диалогу с взрослым. В каждом отдельном случае необходимо отмечать детские достижения и успехи
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.
Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.
Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.
Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.