малышева юлия
Современные технологии обучения труду: модели последовательности выполнения трудовых поручений
▼ Скачать
В современных условиях формирования растущей личности будущего гражданина особая роль отводится трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. В системе дошкольного образования посильный труд, связанный с жизнью ребенка в детском саду и дома, с его интересами и потребностями является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством.
Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей трудовой деятельности, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Публикация «Современные технологии обучения труду: модели последовательности выполнения трудовых поручений» размещена в разделах
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить в труде цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий поставленной цели. При этом необходимо строго учитывать особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста, их возрастные и индивидуальные особенности.
Основные условия формирования у ребенка сознательного отношения к труду, для формирования умения сознательно ставить цель труда
1) Постановка цели. Цель перед ребенком дошкольного возраста вначале ставится педагогом. Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления, быть посильна ребенку. Особую роль в формировании целенаправленной трудовой деятельности имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.
Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по мере накопления ребенком опыта трудовой деятельности, практических умений и навыков работы. Мотивы делят на внешние и внутренние, личные и общественные.
2) Планирование труда. В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.
Очень важным моментом в планировании труда является определение логической последовательности трудовых действий, представляющее для ребенка простейший план деятельности (использование моделей последовательности умывания, дежурства, одевания на прогулку, процесса закаливания). При отсутствии навыков планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом. Чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, необходимо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагаются вопросы: «подумай, как ты будешь это делать? С чего начнешь работу? Какие инструменты тебе будут нужны? Сколько и какие материалы тебе понадобятся?»
3) Результат труда. Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом состоит особенность труда.
В труде результат - обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Воспитывая интерес к труду у детей дошкольного возраста, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Эти достижения следует отмечать и доводить до сведения всех воспитанников.
Виды труда
Вне зависимости от реализуемой в ДОУ или в группе образовательной программы дети дошкольного возраста должны овладеть следующими видами труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
1. Труд по самообслуживанию (навыки одевания, еды, пользования туалетом). Начинается со второй младшей группы. Перечень КГН и навыков самообслуживания достаточно полно приведен в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой.
2. Хозяйственно - бытовой труд. II младшая группа - дежурство по столовой со второй половины учебного года; мытье игрушек, стирка кукольного белья, уборка игрушек, мытье стульчиков - со средней группы. Во второй младшей группе используются поручения, выполнение которых организуется совместно с педагогом (кормление рыбок, поливка растений, рыхление, расстановка игрушек). В старшем возрасте дети самостоятельно наводят порядок в игровых уголках, стирают кукольное белье, моют детскую мебель.
3. Труд в природе (в уголке природы и на участке). Начиная со второй младшей группы, дети учатся ухаживать за растениями и животными, понимать значимость действий человека по отношению к живым объектам.
4. Ручной труд. Используется в старшем дошкольном возрасте.
Современные педагогические технологии в организации труда детей дошкольного возраста
Для формирования навыков трудовой деятельности сегодня необходимо использовать современные педагогические технологии, позволяющие оптимизировать процесс обучения детей трудовым навыкам и умениям. В качестве таких технологий можно использовать:
• модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку,
• модели последовательности работы в уголке природы (полив растений, перевалка или пересадка растений, уход за животными уголка природы,
• модели по организации хозяйственно-бытового труда,
• схемы и алгоритмы трудовых действий (на огороде, на участке,
• модель трудового процесса (цель, оборудование, действия, результат,
• модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку).
Они могут быть вначале работы цветными, более узнаваемыми, а затем - все более схематичными.
• Модели последовательности работы в уголке природы (надеть фартук, приготовить рабочее место, подобрать необходимый инструмент).
• Модели ухода за разными видами растений (полив растений, перевалка или пересадка растений, высадка семян, рассады, подготовка почвы к посадкам).
• Модели уход за животными уголка природы (отдельно по каждому животному в зависимости от его потребностей, особенностей проживания и питания).
• Модели по организации хозяйственно-бытового труда (последовательность мытья игрушек, стирки белья для кукол, мытья кубиков).
• Схемы и алгоритмы трудовых действий на огороде, на участке (схема подготовки земли к перекопке, схема последовательности посадочных работ, схема ухода за огородными растениям) (на каждую грядку с растением - своя схема).
• Общая модель трудового процесса (цель, оборудование, планирование, действия, результат).
• Кроссворды по знакомым растениям и правилам ухода за ними
• Развивающие пособия по организации разных видов труда.
Модель последовательности трудового процесса — это поэтапный план трудовых действий, который позволяет получить положительный результат.
При разработке такой модели педагогу необходимо учитывать принцип осуществимости: модель должна обеспечивать достижение поставленных целей и гарантировать успешность ребёнка в данной деятельности. В дошкольном образовании для формирования навыков трудовой деятельности можно использовать модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку). Они могут быть вначале цветными, более узнаваемыми, а затем — всё более схематичными.
Также можно составить технологическую карту. В ней нужно отобразить необходимые материалы и оборудование, которыми ребёнок будет пользоваться во время трудовой деятельности, и поэтапную последовательность трудовых действий.
Что же такое моделирование? МОДЕЛИРОВАНИЕ - наглядно-практический метод обучения. В основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Модель последовательности трудового процесса – это поэтапный план трудовых действий, который позволяет ребенку получить положительный результат своего трудового процесса.
Разрабатывая модель последовательности трудового процесса педагогу необходимо учитывать принцип осуществимости, то есть, модель, прежде всего, должна обеспечивать достижение поставленных целей и гарантировать успешность ребенка в данной деятельности.
Модели трудовой деятельности своего рода ступени, поэтапность трудового процесса от цели до результата
Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию. Под наглядным моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели, элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы. В последние годы в психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления.
Исходя из опыта своей работы, мы решила использовать моделирование ситуаций для успешного развития интереса ребенка к труду. Использование моделей пошаговых действий способствовало формированию трудовых умений и навыков. Дети научились распределять обязанности, готовить рабочее место, выполнять последовательность действий, например, при умывании, взаимодействовать в парах, тройках, мини группах; делать анализ и самоанализ выполненной работы.
Были разработаны:
• Модели трудовых процессов по темам – приготовление пищи (винегрет, блины и т. д., трудовые действия (нарезать овощи, перемешать, посолить и т. д.).
• Модели последовательности выполнения трудовой деятельности (одевание, умывание, расчесывание и т. д.).
• Модели предметов одежды, инструментов, гигиенических принадлежностей.
• Модели разнообразных профессий: строитель, библиотекарь, художник, врач.
• Модели связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (строительство: экскаваторщик, каменщик, маляр, штукатур).
• Модель структуры конкретного трудового процесса: цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат.
Используя моделирование, у детей развивается способность к пространственному мышлению, воображению. Дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность.
Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребенка, помогает отслеживать процесс усвоения материала. Дети проявляют интерес к таким видам занятий. Кроме этого, модели помогают организовать детей в повседневной деятельности (в организации дежурств, в определении распорядка дня, самообслуживания, в развитии умений давать оценку и самооценку выполненной работы).
Рассмотрим составленную нами технологическую карту хозяйственно-бытового труда «Стирка кукольной одежды».
Структура технологических карт точно соответствует представленной модели обучения воспитанников трудовым процессам.
При создании технологических карт, педагогу необходимо тщательно продумать и отобразить необходимые материалы и оборудование, которыми воспитанник будет пользоваться во время трудовой деятельности и поэтапную последовательность трудовых действий, точно выполняя которые, ребенок получит ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ результат своего труда, а, следовательно, ему будет обеспечена успешность.
Составленная таким образом технологическая карта предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно не только во время трудовой непосредственно трудовой деятельности, но и во время подготовки рабочего места.
Так же технологическая карта помогает расширять словарный запас дошкольника и пополнять его названиями какого-либо оборудования, редко встречающимися названиями материалов или веществ, глаголами обозначающими трудовые действия.
Технологические карты возможно использовать не только при организации трудовой деятельности, но и при планировании экспериментальной деятельности с элементами трудового воспитания.
Актуально использование технологических карт во время ручного труда (при выполнении творческих работ).
При показе последовательности выполнения работы, педагог объясняет, как правильно выполнить творческое задание с постоянной опорой на предлагаемую технологическую карту.
После объяснения дети самостоятельно выполняют работу в индивидуальном режиме.
Это позволяет педагогу:
- не вмешиваться в творческий процесс обучающихся, которые самостоятельно могут выполнить работу;
- индивидуально оказывать помощь детям, которые испытывают затруднения;
- предоставить возможность детям работать в удобном им темпе;
- разнообразить виды детских работ;
- обогащает стимульные материалы в РППС групп;
- представляет возможность ребенку проявлять творческую инициативу в самостоятельной деятельности, т. е. саморазвиваться.
НАПРИМЕР, в совместной деятельности (на занятии) воспитатель учит детей делать цветы с использованием технологической карты.
На занятии ребенок может сделать 1-2 цветка.
Одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Технологические карты последовательности трудового процесса дают возможность вовлечь родителей в образовательный процесс, разнообразить совместную деятельность взрослого и ребенка и повышать педагогическую грамотность родителей.
Совместно выполняя задание, родители и дети учатся работать со схемами, получают навыки положительного общения во время труда, а дети получают удовлетворение от значимости своего труда.
В ситуации, когда дети хорошо знакомы с трудовым процессом (НАПРИМЕР, сервировка стола) и перед ними находится схема сервировки на обед, т. е. использование максимального количества столовых предметов, дежурным по столовой можно предложить составить модель своего трудового процесса на полдник или ужин.
С помощью предметных картинок, воспитанник выбирает, в соответствии с меню, необходимые предметы для сервировки стола и планирует порядок своих действий,
… при желании может зарисовать полученную технологическую карту.
Ребенку дано трудовое поручение «помыть растение «ФИКУС». Имея необходимые знания и навыки по уходу за растениями малыш сам подготовит себе оборудование и спланирует последовательность трудовых действий.
Если воспитанник затрудняется самостоятельно зарисовать технологическую карту, можно предложить ему сначала составить её с использованием картинок,
Использование моделирования последовательности трудовых процессов «расширяет» педагогические возможности:
1. Развивает самостоятельность ребенка, творчество и проявление его индивидуальности;
2. Повышает интерес детей, акцентирует внимание малыша на значимости полученного результата.
3. Дети испытывают положительные эмоции от труда.
4. Индивидуализация образовательного процесса (оказание помощи детям, которые испытывают затруднения);
5. Предоставить возможность детям работать в удобном им темпе;
6. Обогащение РППС групп стимульными материалами;
7. Предоставление возможности ребенку проявлять творческую инициативу в самостоятельной деятельности, т. е. самостоятельно развиваться.